СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 10 от «__» _________ 20__ г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Российская гимназия №59 г. Улан-Удэ ____________ Е.А. Бугдашкина «__» _________20__ г. Положение о сопровождении талантливых и одарённых детей 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г., законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом МБОУ Российская гимназия № 59 и регламентирует деятельность по выявлению, развитию и поддержке талантливых и одаренных детей. 1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в общеобразовательной организации. 1.3. Работа с талантливыми и одаренными учащимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; - имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; Условно можно выделить три категории одаренных детей: - дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); - дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст); - учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). 2. Основные цели и задачи 2.1. Цель: создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержка талантливых и одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников. 2.2. Задачи: - выявление одаренности детей с использованием различной диагностики; - использование на уроке дифферинциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной деятельности; - развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основных нравственных ценностях. 0 - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся; - организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей; - поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты. 2.3. Работа с одаренными учащимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий учебный год. 2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2.5. Заместителем директора осуществляется общее руководство работой с одаренными учащимися. 2.6. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков осуществляют сопровождение талантливых и одаренных учащихся. 2.7. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий. 2.8. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 3. Принципы работы с одарёнными обучающимися - Индивидуализация обучения. - Принцип опережающего обучения. - Принцип расширения образовательного пространства. - Принцип комфортности в любой деятельности. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. - Принцип развивающего обучения. - Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. - Принцип создания ситуации успеха и уверенности. -Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества. 4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися 4.1. Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются: - Администрация школы (директор, заместители); - Руководители школьных методических объединений; - Учителя-предметники; - Классные руководители; - Педагог-психолог; - Родители одаренных учащихся; - Одаренные учащиеся. 5. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Научно – практические конференции 1 раз в год 1 Тематические конкурсы, выставки Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми Предметные недели Внутришкольный контроль Творческие отчёты педагогов Портфолио творческой деятельности ученика По годовому плану педсовет По годовому плану По годовому плану 1 раз в год В течение года 6. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными детьми 6.1. Функции директора: 6.1.1. Планирование в годовом плане работы гимназии отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. 6.1.2. Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными учащимися, а также имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах. 6.2. Функции заместителей директора по УВР и ВР: 6.2.1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного Положения. 6.2.2. Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 6.2.3. Сбор банка данных по одарённым детям. 6.3. Функции руководителей ШМО: 6.3.1. Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. 6.3.2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. 6.3.3.Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. 6.4. Функции учителей-предметников: 6.4.1. Выявление одарённых детей по своим предметам. 6.4.2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. 6.4.3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. 6.4.4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального, регионального, федерального уровней. 6.4.5. Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете. 6.4.6. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. 6.5. Функции классных руководителей: 6.5.1. Выявление детей с общей одарённостью. 6.5.2. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. 6.6. Функции психолога: 6.6.1. Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); 6.6.2. Индивидуальные и групповые занятия с учащимися; 6.6.3. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся; 6.6.4. Работа с родителями (консультации по запросу); 6.6.5. Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа); 7. Организация занятия для одаренных детей 7.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей учащихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в 2 процессе обучения. 7.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 7.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение индивидуальных занятий, не входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося. 7.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования. 7.5. Педагогу, подготовившему победителей и призеров различных интеллектуальных и творческих конкурсов, может быть назначено денежное поощрение. 7.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады). 3