Положение о сопровождении одаренных детей

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № 10
от «__» _________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Российская
гимназия №59 г. Улан-Удэ
____________ Е.А. Бугдашкина
«__» _________20__ г.

Положение
о сопровождении талантливых и одарённых детей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
от 29.12.2012г., законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом МБОУ
Российская гимназия № 59 и регламентирует деятельность по выявлению, развитию и
поддержке талантливых и одаренных детей.
1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития
каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые
устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в общеобразовательной организации.
1.3. Работа с талантливыми и одаренными учащимися ориентирована на развитие
интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности проявления;
- имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети
чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
- дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области
науки (подростковый возраст);
- учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие
высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (старший школьный возраст).
2. Основные цели и задачи
2.1. Цель: создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержка
талантливых и одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников.
2.2. Задачи:
- выявление одаренности детей с использованием различной диагностики;
- использование на уроке дифферинциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной
деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине
мира, основных нравственных ценностях.
0

- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности учащихся;
- организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
2.3. Работа с одаренными учащимися проводится согласно индивидуальным планам на
текущий учебный год.
2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2.5. Заместителем директора осуществляется общее руководство работой с одаренными
учащимися.
2.6. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков осуществляют
сопровождение талантливых и одаренных учащихся.
2.7. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме
кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок,
спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества,
индивидуальных и групповых занятий.
2.8. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии,
использование исследовательского и проектного метода.
3. Принципы работы с одарёнными обучающимися
- Индивидуализация обучения.
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип расширения образовательного пространства.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
одаренных учащихся.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя.
- Принцип создания ситуации успеха и уверенности.
-Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи
наставничества.
4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
4.1. Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются:
- Администрация школы (директор, заместители);
- Руководители школьных методических объединений;
- Учителя-предметники;
- Классные руководители;
- Педагог-психолог;
- Родители одаренных учащихся;
- Одаренные учащиеся.
5. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися
Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Научно – практические конференции
1 раз в год
1

Тематические конкурсы, выставки
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными
детьми
Предметные недели
Внутришкольный контроль
Творческие отчёты педагогов
Портфолио творческой деятельности ученика

По годовому плану
педсовет
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год
В течение года

6. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными детьми
6.1. Функции директора:
6.1.1. Планирование в годовом плане работы гимназии отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
6.1.2. Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
учащимися, а также имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
6.2. Функции заместителей директора по УВР и ВР:
6.2.1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного Положения.
6.2.2. Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
6.2.3. Сбор банка данных по одарённым детям.
6.3. Функции руководителей ШМО:
6.3.1. Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
6.3.2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам.
6.3.3.Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
6.4. Функции учителей-предметников:
6.4.1. Выявление одарённых детей по своим предметам.
6.4.2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
6.4.3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
6.4.4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного, муниципального, регионального, федерального уровней.
6.4.5. Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта
для предъявления на педсовете.
6.4.6. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей
их детей по предмету.
6.5. Функции классных руководителей:
6.5.1. Выявление детей с общей одарённостью.
6.5.2. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными
детьми класса своих способностей.
6.6. Функции психолога:
6.6.1. Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
6.6.2. Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
6.6.3. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
6.6.4. Работа с родителями (консультации по запросу);
6.6.5. Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
7. Организация занятия для одаренных детей
7.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей учащихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в
2

процессе обучения.
7.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать
ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей
учащихся.
7.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на
проведение индивидуальных занятий, не входят в максимальный объем учебной нагрузки
учащегося.
7.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве
дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового
компонента образования.
7.5. Педагогу, подготовившему победителей и призеров различных интеллектуальных и
творческих конкурсов, может быть назначено денежное поощрение.
7.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и
поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады).

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».