Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ М БОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ РЕКОМ ЕНДОВАНА к использованию Педагогическим советом Протокол № 1f_ от « Российская гимнадашкина Рабочая программа по обществознанию Количество часов: 34 часов (1 час в неделю) Класс: 8 Учитель: Дарибазарова Наталья Нанзытовна, высшая квалификационная категория Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи курса 1. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе: 2. 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644) 4. 3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне 5. 4. Примерной программы основного общего образования по обществознанию 6. 5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская гимназия №59 7. 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ Российская гимназия №59 8. 7. Учебный план МБОУ Российская гимназия №59 Программа предполагает использование учебника «Обществознание 8 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкая и др. под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. образования, из-во «Просвещение». – М. «Просвещение»2016г. Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он даёт целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузе. Роль социальных наук заключается в формировании и направлении людей на разные социальные уровни во благо общества. Социальные науки рассматривают все сферы человеческого бытия, так или иначе отражают процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение их предусматривает применение знаний практически всех предметов, которые изучаются в школе. Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности. Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Цели и задачи курса: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; 1.2. Общая характеристика учебного предмета Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания. В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, и: жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям. В 6-9 классах курс «Обществознание» строится по модульно-линейному принципу — основной акцент делается на относительно завершённых и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно. В конце обучения перед итоговой аттестацией предусмотрено повторение всего пройденного материала. Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далёкому» — от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету. Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях обучения остаётся традиционным: — выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала; характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и правовой. Особенностью данного варианта программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения. На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи — ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.). В единой системе обучения обществознанию каждый класс рассматривается как самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно завершённой (т. е. охватывающей все основные элементы) социальной картины мира. 1.3.Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану предмет изучается в 8 классе — 34 часа в год (по одному часу в неделю). — 1.4. Возможность применения дистанционного обучения При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: - полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение); - частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение). В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие. Планируемые результаты освоения учебного курса В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяют на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС. Личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языка ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образ жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отражённой в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы моей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области пользования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции). Предметные результаты Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: - формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; - понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации; - владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; - осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; - приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать: - формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, - правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; - понимание основных принципов жизни общества, основ соплеменных научных теорий общественного развития; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; - формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости и необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; - развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание учебного предмета Глава 1. Личность и общество (7ч) Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Глава 2. Сфера духовной культуры (9ч) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Глава 3. Социальная сфера (5ч) Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Глава 4. Экономика (13ч) Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. № п/п Наименование раздела Тематическое планирование Колич В том числе ество часов Теоретичес Практиче Контрол кий ские, ьная материал лаборатор работа ные работы и т.д. Основные направления воспитательной деятельности 1 Личность и общество 7 4 2 1 Научное Духовнонравственное 2 Сфера духовной культуры 9 4 4 1 Эстетическое воспитание Духовно-нравственное 3 Социальная сфера 5 3 2 - 4 Экономика 13 8 4 1 Гражданское Духовно-нравственное Гражданское Трудовое Экологическое Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Ресурсное обеспечение рабочей программы Учебно-методический комплект для учащегося Учебник Обществознание. 8 класс. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2017 Дополнительная литература для учащихся: «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой. Медиаресурсы: Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Ресурсы Интернета: http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы Список литературы Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.- М: Просвещение,2012 Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы Певцова Е.А. Поурочные разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание.8класс» Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Городецкая Н.И. обществознание, 8 класс, М.: Просвещение, 2010. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию» Календарно-тематическое планирование № уро ка Тема и тип урока Элементы содержания содержание Планируемые результаты УДД Предметные Метапредметные Личностные Основные виды деятельности учащихся Домашне е задание 1 Глава I. Человек и общество (6 часов) Что делает человека человеком? Биологическое и социальное в человекке. Черты сходства и различий человека. Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек. Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Многообразие видов деятельности. Игра, учение, труд. Роль видов деятельности в жизни человека. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Научатся: различать понятия социальная среда, личность, социализация. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности $1 2 Человек, общество, Что такое природа? природа. Биосфера и ноосфера. Взаимосвязь общества и природы.. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек Понятие общества, его основные признаки. Мировозрение. Жизненные ценности и Научатся: объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково- Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «ноосфера». $2, Заполнение сравнитель ной таблицы 3 Общество, как форма жизнедеятельност и людей. ориентиры. приобретаемый опыт; работать в группах и парах Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие, их взаимосвязь. Общественные отношения. Научатся: называть ступени развития общества. Получат возможность научиться: объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию задачи Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Выделять существенные признаки общества. $3, вопросы и задания к парграфу 4. Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Типы обществ. Человечество в XXI в., тенденции развития, Основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности Научатся: называть сферы общественной жизни и давать им краткую характеристику. Получат возможность научиться: характеризовать изменчивость и стабильность общества. 5. Как стать Индивид. Научатся: партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». $4 Проявляют заин- Работа с текстом $5, личностью. Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации). 6. Обобщение по Социальные изменения и теме «Личность и их формы. общество». Научатся: характеризовать изменчивость и стабильность общества.. Получат возможность научиться: объяснять взаимосвязь человека, природы, общества. устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои тересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности учебника «Проверим себя» Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность Подготовка к тестировани ю по итогам главы Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий Работа в тетради Систематизировать и обобщить изученный материал Работа над ошибками Систематизировать и обобщить изученный материал $1-5, определен ия Стр. 43-44 7. Г л а в а II. Сфера духовной жизни (8 часов) Сфера духовной жизни. Культура и ее многообразие и основные формы. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры и современной России. Научатся: называть примеры глобальных проблем человечества.. Получат возможность научиться: анализировать учебную проблему. затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Определять сущностные характеристики понятия «культура». $6, задания к параграфу 8. 9. Мораль. Мораль, ее основные принципы. Моральные нормы и нравственный выбор. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность, добро и зло, главные понятия этики. Роль морали в жизни человека. Критерии морального поведения. Антикоррупционное мировоззрение. Коррупционность мировоззренческая характеристика общества и личности Научатся: характеризовать различные виды культур, называть функции культуры.. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Долг и совесть. Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг моральный и долг общественный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: объяснять значение моральных норм в её реализации. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества. Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на Работа с текстом $8 учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей $7 Стандарты антикоррупционного поведения. Выбор и ответственность 10 Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданин и коррупция. жизни людей. Коммуникативные: помощь аргументируют свою обеспечение позицию и благополучия. координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Научатся: объяснять значение долга и ответственности для человека и общества.. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им и Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей $9 11. Образование Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Научатся: объяснять Познавательные: взаимосвязь свободы самостоятельно выделяют и и ответственности. Получат формулируют возможность познавательную научиться: цель; используют анализировать общие приёмы решесобственные поступки с точки ния задач. Коммуникативные: зрения морали.. допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $10 12 Наука в современном обществе. 13 Религия как одна из форм культуры. Наука в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Научатся: объяснять понятия: образование полное, среднее, профильное. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности Работа с текстом учебника «Проверим себя» $11, вопросы и задания к параграфу Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Научатся: анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов. Получат возможность научиться: объяснять, в чем выражается возрастание роли научных исследований в Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $12, Подготовк ак итоговому тестирован ию 14 Обобщение по теме «Сфера духовной жизни» современном мире. взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Научатся: характеризовать религию как одну из форм культуры. Получат возможность научиться: объяснять роль религии в жизни общества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. $6-12, определен ия 15 16 Глава III. Социальная сфера (6 часов) -Социальная структура общества. -Социальные конфликты. Социальная структура. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Научатся: объяснять Познавательные: сущность социальной самостоятельно выделяют и структуры.. формулируют Получат познавательную возможность научиться: работать цель; используют общие приёмы решес текстом учебника; ния задач. высказывать собственное мнение, Коммуникативные: допускают возможсуждения. ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ $13, доп. материал по инд. заданиям конечного результата; составляют план и последовательность действий. 17 18 Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальная роль. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Основные социальные роли в подростковом возрасте. . Отношения между поколениями. Основные роли членов семьи. Нации и Этнос и нация. межнациональные Национальное отношения. самосознание.Отношения между нациями. Этнические группы. Межнациональные Научатся: характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Получат возможность научиться: анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, для человека. Научатся: давать определение понятий: нация. этнос, племя, народность. Получат Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Работа с текстом учебника «Проверим себя» $14 Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства Работа с текстом учебника «В классе и дома» Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия $15, задания и вопросы к параграфу отношения. Отношение к историческому прошлому, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Россия многонациональное государство. 19 Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. возможность научиться: анализировать конкретные межнациональные конфликты. Научатся: характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. «этнос», «нация», «национальность». Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $16, Подготовк ак итоговому тестирован ию 20 Обобщение по теме «Социальная сфера» 21 Глава IV «Экономика» (15 часов) Экономика и ее роль в жизни Научатся: выполнять проблемные задания. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и Научатся: уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Письменная работа (тест). Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников $13-16 определен ия Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни обще- $17 22 общества. экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. развитии общества.. Получат возможность научиться: решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им ства. Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Научатся: называть функции экономической системы. Получат возможность научиться: выполнять проблемные задания. . Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно исполь- Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «рыночная экономика», «командная экономика», «традиционная экономика». $18, задания 23 Собственность. Собственность, право собственности, защита прав собственности. Научатся: перечислять формы собственности. Получат возможность научиться: называть способы защиты прав собственности. зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. нормам. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «собственность». . $19, вопросы и задания соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 24 Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 25 26 - Производство – Производство, товары и основа экономики. услуги, факторы Научатся: объяснять условия функционирования рыночной экономики. Получат возможность научиться: называть основные функции цены. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни $20 Научатся: объяснять, какие Познавательные: используют знаково- Осознают свою этническую при- Работа с текстом учебника «В классе и $21 -Факторы производства. 27 Предприниматель ская деятельность. производства. Разделение труда и специализация факторы влияют на производство. Получат возможность научиться: решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни . символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. надлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. дома» Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Предпринимательство, Научатся: давать определение понятиям: прибыль, менеджер, риск, бизнесмен.. Получат возможность научиться: высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» Цели фирмы, ее основные организационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйств. Описывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства. $22 28 Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет российской Федерации. Бюджет государства и семьи. Налоги: система налогов, функции налоговые системы разных эпох.Налоги, уплачиваемые гражданами. рисках малого бизнеса. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Научатся: называть способы воздействия государства на экономику. Получат возможность научиться анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами . Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет. $23, вопросы и задания действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия 29 Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные программы Научатся: объяснять сущность бюджета. Получат возможность научиться: уметь составлять личный или семейный бюджет. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $24 30 Потребление. Потребление. Семейное потребление. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Научатся: объяснять понятия: потребление, семейное потребление. Получат возможность научиться: объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских доходов. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $25 31 Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые граждана: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Банковская система России. Формы Научатся: объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения. Получат возможность научиться: работать с материалами СМИ. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково- Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо- Работа с текстом учебника «В классе и дома» $26 сбережения граждан. Потребительский кредит.Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества 32 Безработица, ее причины и последствия. Безработица, причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Научатся: называть Познавательные: меры государства для используют знаковорешения проблемы символические безработицы. средства, в том числе Получат мо возможность дели и схемы для научиться: работать решения со статистическими познавательных материалами. задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров ральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $27 в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 33 Мировое хозяйство и международная торговля. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Научатся: объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны. Получат возможность научиться: анализировать материалы СМИ по теме урока. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» $28, подготови ться к тесту. 34 Обобщение по теме «Экономика». Зачетное занятие. Научатся: выполнять проблемные задания. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том Понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности Систематизировать и обобщить изученный материал числе во внутреннем плане. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)