8 класс родная литература

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Российская
гимназия №59
_____________/Е.А.Бугдашкина
Приказ № ______
«___» _________20__ г.

Протокол № ___
от «___» ________ 20__г.

Рабочая программа
по родной литературе

Количество часов:34 часов (1 час в неделю)
Класс: 8
Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной
категории

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская
гимназия №59;
9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
МБОУ Российская гимназия № 59.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать
произведения родной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к
нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы,
к отдельным ее произведениям;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;

формирование умения актуализировать в художественных текстах
родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников,
как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков
культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности,
развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии
национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература
как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и
языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства
воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к
культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных
произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его
развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие
модели:
- полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
-частичное
использование
дистанционных
образовательных
технологий,
позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе
«Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются
неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут
быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы
«Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.

Планируемые результаты освоения учебного курса
родная литература (русская)
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения.
Содержание тем учебного курса
Введение. Своеобразие родной литературы (русской)
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы (Традиции и особенности духовной литературы
Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский –
подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
Из литературы XVIII века
Духовная традиция в русской литературе (обзор)
М. В. Ломоносов «,Утреннее размышление о Божием величестве"
Г. Р. Державин «Бог».
В. А. Жуковский «Теснятся все к Тебе во храм...»,
А. С. Хомяков «Воскресение Лазаря»
А. А. Фет» К Сикстинской мадонне»
А. К. Толстой «Мадонна Рафаэля», «Грешница».
Из литературы XIX века. Традиции литературы XIX века.
И.С.Тургенев. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в
сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и
речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег».
Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя.
Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»
И.С.Шмелев «Лето Господне» (фрагменты)
«Сны в художественной литературе» В.Г.Бенедиктов «Сон»
И.А.Гончаров «Сон Обломова» (из романа «Обломов»)
Н.Г.Чернышевский «Четвертый сон Веры Павловны» (из романа «Что делать?»)
Ф.М.Достоевский «Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и наказание»)
Д.С. Мережковский «Сон»
Сон и видения как специфическая форма изображения человека и его внутреннего
состояния. Символика снов, пророческие сны и сны-предупреждения в произведениях
художественной литературы. Сны как один из способов выражения авторской позиции.
Теория литературы. Символика. Психологизм. Развитие речи. Выразительное чтение
фрагментов.
А. Н. Островский. Пьеса «Снегурочка».
Русская литература XX века
И.А.Бунин Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные». И.А.Бунин – певец русской
природы Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»
Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях
поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.
К.Г.Паустовский .Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция
произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном
творчестве.
В.П.Астафьев. Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».
Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Великая Отечественная война в литературе
Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто.
Стихи о войне. Д.Самойлов «Сороковые роковые…» ; Ю.Левитанский «Ну что с того, что
я там не был…»; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»
К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». История подвига матери в рассказе.
РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы).
Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы,
преломляющиеся в «личном, частном».

Тематическое планирование
№

Разделы, темы, промежуточная аттестация

1

Количество
часов (всего)

Лабораторные
и практические
работы

Контрольнообобщающие
уроки

Своеобразие родной литературы (русской)

1

-

-

Русский фольклор

1

-

-

Древнерусская литература

2

-

-

Из русской литературы ХVIII века

2

-

-

Из русской литературы XIX века.

15

-

1

Из русской литературы XX века.

13

-

2

8

Промежуточная аттестация (собеседование)

1

-

1

9

ВСЕГО

35

2
3
4
5

6

4

Основные направления воспитательной
деятельности
приобщение к уникальному российскому
культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному,
художественному, театральному и
кинематографическому
развития у детей нравственных чувств
(чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического
воспитания детей
формирования выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Михайлова И. Литература Тесты к школьному курсу, 8 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС,
1998.
5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать
сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2009.
7. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Издательство «Детская литература»,
1964
8. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 8 класса./А.Г.Нелькин,
Л.Л.Гордиенко, Н.В.Любавская, Л.Д.Фураева .- СПб: СМИО Пресс,2013.
9. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления
школьников 9 класс. М.: ООО «Кейс»,2012
10. Титаренко Е.А. Литература в таблицах и схемах. - М.:Эксмо, 2012.
11. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.:
Айрис-пресс, 2005.
12. Федосюкин Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19
века. М.: Флинта, Наука,2001.
13. Ерёменко Н.И. Занимательные материалы по литературе/ Н. И. Ерёменко. –
Волгоград: ИТД Корифей, 2008
14. Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11
классы, – Волгоград: Учитель, 2009
15. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/
М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
Печатные пособия
1. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 9 класса.
2. Словари и энциклопедии по русскому языку.
3. Коллекция репродукций картин русских и зарубежных художников.
Экранно-звуковые пособия
1. Интернет-тесты.
2. Обучающие диски.
3. Коллекция фильмов-экранизаций художественных произведений.
4. Коллекция документальных фильмов о творчестве писателей и поэтов.
5. Презентации о творчестве писателей и поэтов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Энциклопедии, словари
www.krugosvet.ruУниверсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.mbricon.ruЭнциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ruЭлектронные словари.
www.gramota.ruСправочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.myfliology.ruМифологическая энциклопедия.
www.wikipedia.ruУниверсальная энциклопедия «Википедия».
Образовательные порталы
1. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
8
2. http://www.ege.edu.ru/ - Единый Государственный Экзамен http://www.standart.edu.ru/ Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://www.edu.ru/ Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru/ - Российский
общеобразовательный порталhttp://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

№
урока

Тема раздела, урока

1

Введение.
Своеобразие
родной литературы
(русской)

2

Русский фольклор.
Фольклорные
традиции в русской
литературе

Сроки
проведения
План
Факт
3.09

10.09

Тип
урока
Урок
«открытия»
нового
знания

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты
Личностные
Формирование
стартовой мотивации к
обучению

Формирование
целостного, социально
ориентированного
взгляда на мир в
единстве и
разнообразии
природы, культур,
народов и религий

Метапредметные
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей.

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
 с/р с
литвед.портфолио
(составление
таблицыПредания :
жанровые и
композиционные
признаки»,
 составление тезисного
плана устного
сообщения по
теме”Частушки»,
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок

Вид/форма
контроля
Предметные
Уметь извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного
текста, узнавать,
называть и
определять объекты
в соответствии с
содержанием
Познавательные:
уметь искать и
выделять
необходимую
информацию из
учебника,
определять
понятия, создавать
обобщения.
Регулятивные:
выбирать действия
в соответствии с
поставленной
задачей.
Коммуникативные:
уметь ставить
вопросы и
обращаться за
помощью к учебной
литературе

Примечание

3

Древнерусская
литература.
Жанровое
богатство
древнерусской
литературы

17.09

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
навыков
исследовательской
деятельности,
готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- комплексное
повторение,
- с/р с ЛП,
-работа в парах

Уметь извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного
текста, узнавать,
называть и
определять объекты
в соответствии с
содержанием

4

Житийный жанр в 24.09
древнерусской
литературе.
«Житие
преподобного
Сергия
Радонежского»
(фрагменты)

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
навыков
исследовательской
деятельности,
готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- комплексное
повторение,
- с/р с ЛП,
-работа в парах

Уметь извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного
текста, узнавать,
называть и
определять объекты
в соответствии с
содержанием

5

Из
русской 1.10
литературы 18 века
Духовная традиция
в
русской
литературе (обзор)
М. В. Ломоносов «
Утреннее
размышление
о
Божием
величестве"

Урок
«открытия»
нового
знания

Формирование
навыков самоанализа и
самоконтроля,
готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми

Формирование у
учащихся умений
построения и реализации
новых знаний (понятий,
способов действий):
- с/р (сообщение о жизни
и тв-ве поэта),
- работа в парах СилСл.1(устное
рецензирование
выразительного чтения
стихотворения),
- коллективное

Познавательные:
уметь извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного
текста
Регулятивные:
уметь
анализировать
стихотворный текст
Коммуникативные:
уметь читать вслух

Г.Р.Державин «Бог»
В. А. Жуковский «Т

еснятся все к Тебе
во храм...»

6

А. С. Хомяков «Вос
кресение Лазаря»

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
навыков
индивидуального
выполнения
диагностических
заданий по алгоритму
решения
литературоведческой
задачи

Устное рецензирование
выразительного чтения
стихотворения

Уметь
формулировать
собственное мнение
и свою позицию

15.10

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
навыков
индивидуального
выполнения
диагностических
заданий по алгоритму
решения
литературоведческой
задачи:

Формирование у
учащихся способностей к
рефлексии коррекционноконтрольного типа и
реализации
коррекционной нормы
(фиксирования
собственных затруднений
в деятельности:
- комплексное
повторение, работа над
ошибками,
- СР с литвед.портфолио,
-выразительное чтение
- комплексное
повторение, работа над
ошибками,
- СР с литвед.портфолио,
-выразительное чтение
отрывков повести,
- работа в парах (поиск в
тексе незнакомых слов и
определение их

Познавательные:
уметь
синтезировать
полученную
информацию для
составления ответа
уметь определять
меры усвоения
изученного
материала
Коммуникативные:
уметь делать анализ
текста, используя
изученную
терминологию и
полученные знания

А. К. Толстой «Мад
онна
Рафаэля»,
«Грешница».
Из
русской
литературы 19 века
Традиции
литературы
века

XIX

и понимать
прочитанное

8.10

А. А. Фет«К
Сикстинской
мадонне»

7

проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок

значения), - коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
Формировать навыки
коллективного
взаимодействия при
самодиагностике

8,9

22.10
29.10

Урок
«открытия»
нового
знания

Уметь узнавать и
называть определять
объекты в
соответствии с
содержанием

10

12.11

Урок
«открытия»
нового
знания

Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля

11

Литературные
19.11
сказки. Богатство и
выразительность
языка сказок В.И.
Даля.

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- комплексное
повторение по итогам
дз,
- выразительное
чтение -коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- участие в
коллективном диалоге,
- комментирование
выставленных оценок

12

Родная природа в 26.11
стихах поэтов XIX
века.
Стихотворение

Урок
открытия
нового

Формирование
мотивации к обучению
и совершенствованию

Формирование у
учащихся способностей к
рефлексии коррекционноконтрольного типа и

Формирование
устойчивой
мотивации к
активной
деятельности в
составе пары или
группы
Познавательные:
уметь
синтезировать
полученную
информацию для
составления ответа
(тест)
Регулятивные:
уметь определять
меры усвоения
изученного
материала
Коммуникативные:
уметь делать анализ
текста, используя
изученную
терминологию и
полученные знания

называть и
определять объекты
в соответствии с их
содержанием

П.А.
Вяземского
«Первый снег».

знания

13,14

Н.В.Гоголь
«Старосветские
помещики»

15

И.С.Шмелев «Лето 17.12
Господне»
(фрагменты)

16,17

«Сны
художественной
литературе»
В.Г.Бенедиктов
«Сон»

3.12
10.12

в 24.12
14.01

И.А.Гончаров «Сон
Обломова»
(из

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности
Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности
Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
навыков самоанализа и
самоконтроля

реализации
коррекционной нормы
(фиксирования
собственных затруднений
в деятельности:
- практическая работа по
теме «Выявление черт
баллады в «Песне о
вещем Олеге»,
- ЛР в парах Сил.-Сл.
(подбор цитатных
примеров,
иллюстрирующих
понятие баллада),
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок

Регулятивные:
формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
Коммуникативные:
уметь читать вслух,
понимать
прочитанное и
аргументировать
точку зрения

Формирование у
учащихся способностей к
рефлексии коррекционноконтрольного типа и
реализации
коррекционной нормы
(фиксирования
собственных затруднений
в деятельности:
- индивидуальная работа
с дидактическим
материалом,
- комментирование
выставленных оценок

Познавательные:
уметь
синтезировать
полученную
информацию для
составления ответа
(тест)
Регулятивные: :
уметь выполнять
учебные действия
(отвечать на
вопросы теста),
планировать
алгоритм ответа,
работать
самостоятельно
Коммуникативные:
уметь строить
монологическое

романа «Обломов»)

18

Н.Г.Чернышевский 21.01
«Четвертый
сон
Веры
Павловны»
(из романа «Что
делать?»)
Д.С. Мережковский
«Сон»

19

Письменный ответ 28.01
на
поставленный
вопрос

20,21

А. Н. Островский.
Пьеса «Снегурочка
».

22

Из
русской 18.02
литературы
XX
века.
И.А.Бунин
Сюжет и герои

4.02
11.02

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности
Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Урок
общемет
одологич
еской

высказывание,
формулировать
свою точку зрения,
адекватное
использовать
различные речевые
средства для
разрешения
коммуникативных
задач

Формирование
навыков
исследовательской и
творческой
деятельности

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- комплексное
повторение,
- работа в парах (подбор
цитатных примеров для
аргументации),

Формирование
навыков
взаимодействия в
группе по алгоритму
выполнения задачи
при консультативной
помощи учителя

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания

Познавательные:
уметь
устанавливать
аналогии,
ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач
Регулятивные:
формулировать и
удерживать
учебную задачу
Коммуникативные:
уметь
формулировать
собственное мнение
и свою позицию

Формирование
навыков
исследовательской
деятельности,

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к

Познавательные:
уметь
устанавливать
аналогии,

рассказов «Крик»,
«Птицы небесные».
23

И.А.Бунин – певец 25.02
русской
природы
Анализ
стихотворений «Веч
ер»,
«Осень»,
«Полевые цветы»,
«Последний шмель»

24

Н.А.Заболоцкий. Од 4.03
ухотворённость
природы, единство
в ней человека в
стихотворениях
поэта.

25

Письменный анализ 11.03
стихотворений

направле
нности

Урок
развиваю
щего
контроля

готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания

структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- выразительное чтение с
последующим
рецензированием,
- комментирование
выставленных оценок

ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач
Регулятивные:
формулировать и
удерживать
учебную задачу
Коммуникативные:
уметь
формулировать
собственное мнение
и свою позицию

Формирование
навыков
взаимодействия в
группе по алгоритму
выполнения задачи
при консультативной
помощи учителя

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- СР с литвед.материалом
(составление устного
ответа на вопрос «Каково
значение художественно
значимых
изобразительновыразительных средств
языка поэта?»),
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
Формирование у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,

Познавательные:
уметь строить
сообщение
исследовательского
характера в устной
форме
Регулятивные:
формировать
ситуацию
самодиагностики и
саморефлексии
Коммуникативные:
уметь проявлять
активность для
решения
коммуникативных
задач

К.Г.Паустовский Проб
лема истинной
человечности в

Познавательные:
самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать

26

К.Г.Паустовский П 18.03
роблема истинной
человечности
в
рассказе
«Телеграмма»

Урок
«открытия»
нового
знания

рассказе «Телеграмма»

27

В.П.Астафьев. Из 25.03
книги
«Затеси»,
тетрадь
1,
лирическая
миниатюра «Паден
ие листа».

Урок
«открытия»
нового
знания

Формирование
навыков
диагностической
деятельности

28

Пришвин
М.М.
Мир природы и мир
человека.
«Предательская
колбаса»,
«Таинственный
ящик»,
«Лесная
капель».

Урок
«открытия»
нового
знания

29

Великая
8.04
Отечественная
войнав литературе
Обзорная
лекция
«Никто не забыт –
ничто не забыто.

Урок
«открытия»
нового
знания

контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
Формирование у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок

информацию
Регулятивные:
уметь планировать
алгоритм ответа
Коммуникативные:
уметь
формулировать и
высказывать свою
точку зрения на
события и поступки
героев
Познавательные:
узнавать, называть
и определять
объекты в
соответствии с их
содержанием
Регулятивные:
формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
Познавательные:
уметь извлекать
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного
текста и составлять
развернутое
сообщение
Регулятивные:
уметь
анализировать
текст и соотносить
нравственные

принципы со
своими
Коммуникативные
уметь читать вслух,
понимать
прочитанное и
аргументировать
точку зрения
30

Стихи о войне. 15.04
Д.Самойлов
«Сороковые
роковые…»
;
Ю.Левитанский
«Ну что с того, что
я там не был…»;
Ю.Друнина
«Бинты»,
К.Симонов«Майор
привёз мальчишку
на лафете…»

Урок
«открытия»
нового
знания

31

А.Т.Твардовский
22.04
«Василий Тёркин»
(отдельные главы
поэмы).

32

К.Д.
Воробьев, 13.05
рассказ «Подснежн
ик».
История
подвига матери в
рассказе

Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания

33

РР.Творческая
20.05
работа
«Почему
К.Воробьёва
называют
“писателем
правды”?»

УЗК

Формирование
мотивации к
индивидуальной и
коллективной
творческой
деятельности

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого предметного
содержания:
- поиск материалов о
биографии и творчестве с
использованием
справочной литературы и
Интернет,
- групповая работа
(составление плана
рассказа),
- выразительное чтение
рассказа с последующим
рецензированием,
- коллективное
проектирование

Познавательные:
узнавать, называть
и определять
объекты в
соответствии с их
содержанием
ных средств
Коммуникативные:
формировать
навыки
выразительного
чтения,
коллективного
взаимодействия

34

Н.М.Рубцов. Патри 27.05
отический характер
лирики
поэта.
Общественные
мотивы,
преломляющиеся
в«личном,частном».

Урок
общемет
одологич
еской
направле
нности

Формирование
мотивации к обучению
и
самовершенствованию

Формирование у
учащихся умений
построения и реализации
новых знаний (понятий,
способов действий):
- выразительное чтение
стихотворений с
последующим
рецензированием,
- - коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование

Познавательные:
уметь искать и
выделять
необходимую
информацию из
учебника,
определять
понятия, создавать
обобщения
Регулятивные:
выбирать действия
в соответствии с
поставленной
задачей
Коммуникативные:
уметь ставить
вопросы и
обращаться за
помощью к учебной
литературе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».