8 а класс литература

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Российская
гимназия №59
_____________/Е.А.Бугдашкина
Приказ № ______
«___» _________20__ г.

Протокол № ___
от «___» ________ 20__г.

Рабочая программа
по литературе

Количество часов: 105 часов (3 часа в неделю)
Класс: 8а
Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной
категории

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская
гимназия №59;
9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
МБОУ Российская гимназия № 59.
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе
требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования второго
поколения, Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Ф.Чертова ( 2011
год)
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие
модели:
-полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
-частичное
использование
дистанционных
образовательных
технологий,
позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе
«Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются
неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут
быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы
«Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.
Цели и задачи предмета, его специфика
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет
собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает
это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность,
ассоциативность,
незавершенность,
предполагающие
активное
сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и
развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с
тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но
и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными,
нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном
явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной
национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа
нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной
России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного

образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к
фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: освоение стихотворных
и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории
создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует
система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – художественный мир
литературного произведения, литературные жанры.
Преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции,
смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления
о литературном роде и литературных жарах. Произведения анализируются с учетом их
жанровой специфики.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой
освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских
навыков.
Общая характеристика предмета
В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения
(писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской
позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах
представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с
учётом их жанровой специфики (соотношения с жанровой традицией, влияния других
жанров). Восьмиклассники обогащают свои представления о жанре жития. В процессе
изучения произведений русской литературы XVIII века формируются начальные
представления о литературном направлении (классицизм, сентиментализм), рассматриваются
отдельные черты направления и стиля в литературном произведении.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 105 часов (35 учебных
недель).
Виды деятельности:





Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических и драматических
произведений;
Чтение по ролям фрагментов драматических произведений;
Внеклассное чтение произведений одного жанра;
Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и
установление системных отношений между ними, определение основного принципа
построения системы образов.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—
XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Содержание предмета
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ЖАНРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) чтение
 Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических. драматических произведении.
 Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений, отрывков из художественной
прозы, монологов из драматических произведений.
 Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
 Внеклассное чтение произведений одного жанра.
б) анализ
 Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и
установление системных отношений между ними, определение основного принципа
построения системы образов.
 Общая характеристика системы образов произведен предметною мира, природных образов,
образа события, образа социальной группы.
 Различение эпических, лирических, драматических, лироэпических и лирикодраматических произведений.
 Определение жанра произведения и жанровой разновидности.
 Сопоставление литературных произведений определенного жанра (комедия) с жанровым
каноном.
 Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
 Общая характеристика художественного мира литературного произведения и соотнесение
его с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом,
peализмом).
 Анализ предметного мира литературного произведении образа предмета и его
художественной функции в произведении.
 Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, повести) в литературном
произведении.
 Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении.
 Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и
литературным направлением
в) развитие устной и письменной речи
 Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в
произведении.
 Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира
произведения.
 Сочинение об образе социальной группы в произведении.
 Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его
соотношении с жанровым каноном
 Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
 Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении.
 Сочинение о смысле заглавия в литературном произведении
 Сочинение-эссе по нравственным проблемам, поднятым в произведении.
 Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определенного жанра.
 Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического
произведения.

 Стилизация в жанре оды (послания, эпиграммы).
ТЕРМИНЫ:  Фольклор и литература.  Литература духовная и светская. Древнерусская
литература.  Духовная поэзия.  Литератypa Просвещения.  Художественная форма и
художественное содержание.  Тематика, проблематика, идейное содержание.  Жанры
духовной литературы (проповедь, житие, притча, новелла)  Литературный род (эпос,
лирика, драма).  Жанр  Канон  Эпические жанры (роман, повесть, рассказ, новелла). 
Лирические жанры (лирическое стихотворение, послание, эпиграмма).  Драматические
жанры (трагедия, комедия, драма).  Лироэпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира). 
Художественный мир.  Литературные направления (классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм).  Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола,
гротеск, эпитет).  Фигуры (сравнение, антитеза. повтор, анафора, инверсия, риторический
вопрос).  Композиция.  Эпиграф.  Психологизм.  Трагическое и комическое.  Идеал. 
Стилизация.  Пародия (бурлеска, травестия).  Ритм, рифма.  Силлабо-тоническая и
тоническая системы стихосложения.  Белый стих.
Художественный мир литературного произведения
Древнерусская литература «Житие Сергия Радонежского»
Духовная традиция в русской поэзии. М.В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием
величестве», Г.Р. Державин «Бог», А.С. Хомяков «Воскрешение Лазаря», А.К. Толстой
«Благовест», К.Р. «Молитва»
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Ревизор»
Сны в художественной литературе: В.Г. Бенедиктов «Сон», И.А. Гончаров «Сон Обломова»,
Ф.М. Достоевский «Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и наказание»), Д.С.
Мережковский «Сон»
А.Н. Островский «Снегурочка»
Л.Н. Толстой «После бала»
Предметный мир литературного произведения: Г.Р. Державин «Приглашение к обеду», А.А.
Бестужев-Марлинский «Часы и зеркало», Н.В. Гоголь «Старосветские помещики», И.С.
Шмелев «Лето Господне» (фрагменты)
М. Горький «Челкаш»
А.А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», «Россия», «Русь»
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Иван Васильевич»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», Кто
стрелял?», «Смерть и воин».
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе: А.А. Сурков «Бьется в тесной
печурке огонь», Д.С. Самойлов «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Хотят ли русский войны»,
В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя», ВЛ. Кондратьев «Сашка»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Э.Хемингуей «Старик и море»
Форма сонета в мировой литературе: Данте Алигьери «В своих очах она хранит…»,
Ф.Петрарка «Промчались дни мои быстрее лани», У.Шекспир «Не соревнуюсь я с творцами
од», «Седины ваши зеркало покажет», «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…», А.С.
Пушкин «Сонет», Ш.Бодлер «Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный», П.Верлен
«О, жизнь без суеты! Высокое призванье», В.Я.Брюсов «Сонет к форме», И.Ф. Анненский
«венок сонетов»
Литературные жанры в зеркале пародии: В.А. Жуковский «Война мышей и лягушек»
(фрагменты), Козьма Прутков «Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская
песнь», Д.Д. Минаев «Поэт понимает, как плачут цветы..», А.П. Чехов «Летающие острова».

Тематическое планирование.
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количес
тво
часов

Вн.чт.

Из них
Р/Р

К.
соч

Основные направления
воспитательной деятельности

-

-

популяризация российских
культурных, нравственных и
семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие
этнических культурных традиций и
народного творчества
формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности
к защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России
на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в
том числе военно-патриотического
воспитания
-формирование
активной
гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на
традиционных
культурных,
духовных и нравственных ценностях
российского общества
развитие экологической культуры,
бережного отношения к родной
земле, природным богатствам России
и мира

1.

Введение

1

2.

Древнерусская литература.

4

1

-

-

3

Духовная традиция в русской поэзии

6

-

3

-

4.

Практикум

3

-

2

-

5.

Зарубежная литература XVII века.

5

-

-

-

6.

Русская литература XVIII века

5

1

-

-

7

Русская литература XIX века

39

3

2

2

8

Русская литература XX века

15

2

1

-

9.

Тема Великой Отечественной войны в русской
литературе.

15

1

4

-

10

Зарубежная литература XX века

12

ИТОГО

105

-

2
8

14

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:
Примерная программа по русскому языку для основной школы
Учебник «Уроки литературы. 8 класс» в двух частях. Авторы: В.Ф. Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова. - М.:
Издательство «Просвещение», 2010г.
Уроки литературы. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В.
Мамонова. - М.: Издательство «Просвещение», 2010г.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.feb-web.ru

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Тема

Дата
урока
П

1

Художественный
мир
литературного
произведения

5.09

2

Т/Л

7.09

Элементы содержания

Виды
контроля

Планируемые результаты
(предметные, метапредметные,
личностные)

Ф
I.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1.1.Художественный мир литературного произведения (1 час)
Понятие о художественной Чтение статьи Знать деление литературы на роды и жанры,
форме.
Жанр
как учебника,
жанровую систему (П)
относительно
устойчивая ответы
на умение самостоятельно организовывать
форма
литературного вопросы
собственную деятельность, оценивать ее,
творчества.
Деление
определять сферу своих интересов (М)
литературы на роды и
совершенствование духовно-нравственных
жанры.
Понятие
о
качеств личности, воспитание чувства
художественном
мире
любви к многонациональному Отечеству
литературного
(Л)
произведения. Понятие о
литературном направлении.
II.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)
Периодизация
Чтение статьи Знать определения канона, агиографии,

Примеч
ание

Житийная
литература

3

«Житие Сергия
Радонежского».
Духовный путь
Преподобного
отца Сергия.

8.09

4

«Заочная
экскурсия в
Троице-Сергееву
Лавру»
ВН.ЧТ.
«Житие Бориса и
Глеба»

12.09

Т/Л
Духовная
традиция в
русской поэзии.
М.В.Ломоносов

15.09

5

6

14.09

литературы Древней Руси.
Краткая
характеристика
периодов.
Древнерусская
литература и фольклор.
Основные
жанры
древнерусской литературы
(летописание,
воинская
повесть,
духовное
красноречие,
житие,
хождение),
Духовный
путь
Сергия
Радонежского.
Идейное
содержание произведения.
Соответствие образа героя и
его жизненного пути канону
житийной литературы.
Прошлое,
настоящее
и
будущее русской святыни –
Троице-Сергеевой Лавры.

учебника,
ответы
вопросы

Чтение
фрагментов
жития,
вопросы
учебника

на

жития. Понимать, что такое житийные
сюжеты, житийный герой. (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Знать определения жития. Понимать, что
такое житийные сюжеты, житийный герой.
(П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
Сообщения
качеств личности, воспитание чувства
обучающихся
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
Духовный путь Бориса и Чтение
Знать определения жития. Понимать, что
Глеба. Идейное содержание фрагментов
такое житийные сюжеты, житийный герой.
произведения.
жития
(П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
III.
ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ (6 часов)
Религиозные
мотивы
в Чтение
и Уметь определять религиозные мотивы в
русской поэзии. Человек в анализ
русской поэзии, жанровое и стилевое
системе
мироздания. стихотворени
богатство духовной поэзии (П)
Проблема предназначения й, работа по умение самостоятельно организовывать
человека. Тема духовного вопросам
собственную деятельность, оценивать ее,

7

8

9

10

11

«Утреннее
размышление о
Божием
величестве»
Г.Р.Державин
«Бог».
Религиозные
мотивы в русской
поэзии
А.С.Хомяков
«Воскрешение
Лазаря»
К.Р. «Молитва»
А.К.Толстой
«Благовест»,
«Иоанн
Дамаскин»
ВН.ЧТ.
А.К.Толстой
«Мадонна
Рафаэля»,
«Грешница»
Входная
контрольная
работа

19.09

поиска. Бог в окружающем учебника
мире и в душе человека.
Тема восхваления Творца.
Образ Христа. Жанровое и
стилевое
богатство
духовной поэзии.

определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Религиозные
мотивы
в
русской поэзии. Человек в
системе
мироздания.
Проблема предназначения
человека. Тема духовного
поиска. Бог в окружающем
мире и в душе человека.
Тема восхваления Творца.
Образ Христа. Жанровое и
стилевое
богатство
духовной поэзии.
Стартовая
контрольная
работа (тест)

Уметь определять религиозные мотивы в
русской поэзии, жанровое и стилевое
богатство духовной поэзии (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

21.09

22.09

26.09

28.09

Чтение
и
анализ
стихотворени
й, работа по
вопросам
учебника

Выполнение
- овладение всеми видами речевой
заданий
деятельности
(адекватное
понимание
тестового типа информации
устного и письменного
сообщения; овладение разными видами
чтения;
формирование
способности
извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную
тему;
формирование
умения
вести
самостоятельный поиск информации);(М)
формирование способности самооценки на

основе
наблюдения
речью.(Л)

12

Т/Л
Что такое
сочинение-эссе

29.09

1314

Р/Р
Сочинение-эссе
на литературную
тему

3.10

15

Т/Л
Классицизм как
литературное
направление

5.10

16

Ж.-Б. Мольер.

6.10

за

собственной

IV.
ПРАКТИКУМ (3 часа)
Своеобразие содержания и Чтение статьи Знать особенности сочинения-эссе(П)
композиции сочинения-эссе учебника,
умение самостоятельно организовывать
на
литературную
тему. ответы
на собственную деятельность, оценивать ее,
Выражение
собственного вопросы
определять сферу своих интересов (М)
отношения
к
героям,
совершенствование духовно-нравственных
событиям, изображённым в
качеств личности, воспитание чувства
произведении. Особенности
любви к многонациональному Отечеству
эссеистического стиля (на
(Л)
примере образцов
эссе,
принадлежащих известным СочинениеВыявлять признаки эссе в прочитанных
писателям,
критикам, эссе
текстах. Составлять примерный план
публицистам).
Эссе
и
сочинения-эссе. Подбирать эпиграфы и
«слово»
как
жанр
цитаты к сочинению-эссе по древнерусской
прозаической
речи.
литературе.
Составление
примерного
плана
сочинения-эссе,
обсуждение тезисов, подбор
цитат
(на
материале
произведений
древнерусской литературы).
V.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА (5 часов)
Концепция мира и человека Чтение статьи Знать основные отличия классицизма как
в искусстве классицизма. учебника,
литературного направления (П)
роль «высоких» жанров ответы
на умение самостоятельно организовывать
(оды, трагедии, эпопеи). вопросы
собственную деятельность, оценивать ее,
Представление
идеальней
определять сферу своих интересов (М)
модели мира. Классицизм в
совершенствование духовно-нравственных
живописи,
архитектуре,
качеств личности, воспитание чувства
музыке.
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
Своеобразие

конфликта. Вопросы

Знать понятия драматический род, комедия,

17

18

19

20

21

22

Жанровое
своеобразие
комедии
«Мещанин во
дворянстве»
Сатирические
персонажи
комедии. Образ
господина
Журдена.
Особенности
времени,
пространства и
организации
сюжета в комедии
Р/Р
Описание
мезансцены
комедии
«Мещанин во
дворянстве»
Т/Л
Сентиментализм.
Н.М. Карамзин.
Жизнь и
творчество.
Повесть «Бедная
Лиза»
Конфликт
истинных и
ложных
ценностей в
повести «Бедная
Лиза»
Тема сословного

10.10

12.10

13.10

17.10

19.10

20.10

Проблематика
комедии.
Сатирические
персонажи
комедии.
Нравственное
значение образа господина
Журдена.
Особенности
времени, пространства и
организации сюжета.

учебника,
анализ
фрагментов
комедии.

Своеобразие
конфликта.
Проблематика
комедии.
Сатирические
персонажи
комедии.
Нравственное
значение образа господина
Журдена.
Особенности
времени, пространства и
организации сюжета.

Вопросы
учебника,
анализ
фрагментов
комедии.
Описание
мезансцены

Анализ героев
произведения

проблематика.
Уметь
определять
проблематику
произведения.
Анализировать образы произведения (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
уважительное отношения к культурам
других народов (Л)
Знать понятия драматический род, комедия,
проблематика.
Уметь
определять
проблематику
произведения.
Анализировать образы произведения (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
уважительное отношения к культурам
других народов (Л)

VI.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4 часа)
Сентиментализм
как Чтение
и Понимать
особенности
произведений
литературное направление. анализ
сентиментализма.
Уметь
определять
Особенности изображения произведения,
художественную
функцию
портрета,
человека
и
мира
в вопросы
пейзажа в произведении (П)
литературе
учебника
умение понимать проблему, выдвигать
сентиментализма.
Смысл
гипотезу,
структурировать
материал,
названия
произведения.
подбирать аргументы для подтверждения
Система
образов Чтение
и собственной позиции (М)
персонажей.
Роль анализ
использование
для
решения
повествователя.
познавательных и коммуникативных задач
произведения,
Психологизм.
Внимание вопросы
различных источников информации (Л)
автора повести к душевному учебника
миру героев, изображению
эмоционального состояния Чтение
и

неравенства,
семьи, любви в
повести «Бедная
Лиза»
23

ВН.ЧТ.
Н.М.Карамзин
«Наталья,
боярская дочь»

24

26.10
А.С. Пушкин.
Жизнь и
творчество. Тема
русской истории в
творчестве
А.С.Пушкина.
Роман
«Капитанская

24.10

человека. Художественная
функция портрета, пейзажа,
детали. Конфликт истинных
и ложных ценностей. Смысл
финала повести.
Особенности изображения
человека
и
мира
в
литературе
сентиментализма.
Смысл
названия
произведения.
Система
образов
персонажей.
Роль
повествователя.
Психологизм.
Внимание
автора повести к душевному
миру героев, изображению
эмоционального состояния
человека. Художественная
функция портрета, пейзажа,
детали. Конфликт истинных
и ложных ценностей. Смысл
финала повести.

анализ
произведения,
вопросы
учебника

Выразительно
Понимать
особенности
произведений
читать
и сентиментализма.
Уметь
определять
комментирова
художественную
функцию
портрета,
ть фрагменты пейзажа в произведении (П)
повести.
умение понимать проблему, выдвигать
Составлять
гипотезу,
структурировать
материал,
план
подбирать аргументы для подтверждения
характеристик
собственной позиции (М)
и персонажа. использование
для
решения
Готовить
познавательных и коммуникативных задач
устный
различных источников информации (Л)
рассказ
об
особенностях
изображения
человека
в
литературе
сентиментализ
ма. Объяснять
роль
художественн
ой детали в
тексте.
VII. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (39 часов)
Соотношение исторического Чтение
Понимать
особенности
исторического
факта
и
вымысла. фрагментов
романа, образа исторического события.
Изображение исторических повести,
Уметь анализировать образы главных
событий и судеб частных вопросы
героев. Знать особенности композиции. (П)
людей. Тема русского бунта. учебника,
умение самостоятельно организовывать
Образ
Пугачева.
Тема анализ
собственную деятельность, оценивать ее,
милости и справедливости. эпизода
определять сферу своих интересов (М)
Гринев
как
геройсовершенствование духовно-нравственных

дочка»

25

26

27

28

29

30

Изображение
исторических
событий и судеб
частных людей в
романе
«Капитанская
дочка»
Тема «русского
бунта,
бессмысленного и
беспощадного».
Образ Пугачёва

27.10

Фольклорные
традиции в
создании образов.
Пугачёв и
Екатерина II.
Образ Савельича.
Тема милости и
справедливости
Литературные
традиции в
создании образа.
Пётр Гринёв
Тема долга и
чести в романе
«Капитанская

8.11

7.11

рассказчик;
особенности
эволюции характера. Образ
Маши Мироновой. Смысл
названия
произведения.
Особенности
композиции
произведения.
Роль
эпиграфов.
Соотношение исторического
факта
и
вымысла.
Изображение исторических
событий и судеб частных
людей. Тема русского бунта.
Образ
Пугачева.
Тема
милости и справедливости.
Гринев
как
геройрассказчик;
особенности
эволюции характера. Образ
Маши Мироновой. Смысл
названия
произведения.
Особенности
композиции
произведения.
Роль
эпиграфов.

13.11

Чтение
фрагментов
повести,
вопросы
учебника,
анализ
эпизода
Чтение
фрагментов
повести,
вопросы
учебника,
анализ
эпизода
Сравнительна
я
характеристик
а

Понимать
особенности
исторического
романа, образа исторического события.
Уметь анализировать образы главных
героев. Знать особенности композиции. (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Характеристи
ка Савельича

9.11

10.11

качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Соотношение исторического
факта
и
вымысла.
Изображение исторических
событий и судеб частных
людей. Тема русского бунта.
Образ
Пугачева.
Тема
милости и справедливости.

Анализ образа
Петра Гринёва
Сравнительна
я
характеристик

Понимать
особенности
исторического
романа, образа исторического события.
Уметь анализировать образы главных
героев. Знать особенности композиции. (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)

дочка». Гринёв и
Швабрин
31

32

33

3435

36

Образ Маши
Мироновой в
свете авторского
идеала
Художественная
функция сна
Гринёва,
портрета,
пейзажных
описаний
Практикум.
Т/Л.
Анализ
проблематики
литературного
произведения.
Р/Р
Контрольное
сочинение по
роману
А.С.Пушкина
«Капитанская
дочка»

14.11

ВН.ЧТ.
А.С.Пушкин
«Пиковая дама»

24.11

16.11

17.11

21.11
23.11

Гринев
как
геройрассказчик;
особенности
эволюции характера. Образ
Маши Мироновой. Смысл
названия
произведения.
Особенности
композиции
произведения.
Роль
эпиграфов.

а
Петра
Гринёва
и
Швабрина
Характеристи
ка
Маши
Мироновой

совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Обобщение
сведений
о
проблематике литературного
произведения. Особенности
сочинений
на
темы
нравственно-философского
характера.
Темы, сформулированные в
форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения
собственных
суждений,
оценок,
вопросов,
возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Система
образов
персонажей.
Роль
повествователя.
Психологизм.
Художественная
функция

Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов,
подбор цитат.
Сочинение по
роману
А. С. Пушкин
а
«Капитанская
дочка».

Уметь
составлять
план
сочинения,
подбирать цитаты (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)

Выразительно
читать
и
комментирова
ть фрагменты
повести.

Уметь
определять
художественную
функцию портрета, пейзажа в произведении
(П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,

Анализ
жанрового
своеобразия
произведения

портрета, пейзажа, детали.
Конфликт
истинных
и
ложных ценностей.

подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
Уметь
анализировать
лирическое
произведение (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

37

М.Ю. Лермонтов.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Когда волнуется
желтеющая
нива…», «Сон»

28.11

Своеобразие
художественного
мира
Лермонтова
Основные
образы
и
настроения
стихотворений. Лирический
герой и его эмоциональное
состояние. Картина сна и
картина
природы.
Философская проблематика.

Чтение
стихотворения
,
вопросы
учебника

38

Поэма «Мцыри»
как
романтическая
поэма. Роль
исповеди в
создании образа
главного героя
Мцыри как
романтический
герой. Тема
свободы выбора и
несбывшейся
судьбы
свободолюбивой,
незаурядной
личности
Образ монастыря
и образ
кавказской
природы. Смысл
финала поэмы

30.11

Романтическая
поэма.
Особенности композиции.
Роль исповеди в создании
образа
главного
героя.
Романтический
герой.
Портрет и пейзаж как
средства
характеристики
героя. Философский смысл
эпиграфа. Тема свободы
выбора
и
несбывшейся
судьбы
свободолюбивой,
незаурядной
личности.
Трагическое противостояние
человека и обстоятельств.

Чтение
и
анализ
фрагментов
поэмы,
вопросы,
записи
в
тетрадях
Исповедь
Портрет
и
пейзаж
как
средства
характеристик
и героя

Уметь анализировать образ героя поэмы,
знать особенности композиции, уметь
выразительно читать наизусть фрагменты
поэмы (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Тема свободы выбора и
несбывшейся
судьбы
свободолюбивой,
незаурядной
личности.
Трагическое противостояние

«Вершинная»
композиция.
Форма
исповеди

Уметь анализировать образ героя поэмы,
знать особенности композиции, уметь
выразительно читать наизусть фрагменты
поэмы (П)
умение понимать проблему, выдвигать

39

40

1.12

5.12

41

42

43

44

К/Р
Тест по поэме
М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Р/Р
Подготовка к
написанию
домашнего
сочинения по
поэме
М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»

7.12

Н.В. Гоголь.
Жизнь и
творчество.
Комедия
«Ревизор».
Творческая и
сценическая
история комедии
Сюжет комедии
«Ревизор».
Своеобразие
завязки,
кульминации и
развязки

12.12

8.12

14.12

человека и обстоятельств.
Образ монастыря и образ
кавказской природы. Смысл
финала поэмы.
Контроль
усвоения Тестовая
изученного
работа
Темы, сформулированные в
форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения
собственных
суждений,
оценок,
вопросов,
возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Сюжет
комедии,
особенности
конфликта,
основные
стадии
его
развития.
Своеобразие
завязки,
кульминации,
развязки. Смысл названия и
эпиграфа.
Обобщенные
образы
чиновников.
Сатирическая
направленность
комедии.
Средства
создания
характеров
героев.
Трагическое и комическое в
пьесе.

гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Подбор цитат
к письменной
характеристик
е
особенностей
построения
образной
системы
в
поэме

Чтение
и
анализ
фрагментов
комедии,
вопросы
учебника,
записи
в
тетрадях
Чтение писем
в
начале
комедии и в
финале
как
композиционн
ый
прием.
Смысл
названия
и

Знать определения комедии, гиперболы,
гротеска, эпиграфа. Уметь составлять план
анализа
эпизода
драматического
произведения. Уметь давать письменную
характеристику образу Хлестакова и
образов чиновников (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

45

Образ типичного
провинциального
уездного города.
Русское
чиновничество в
сатирическом
изображении
Н.В.Гоголя

15.12

46

Образ
Хлестакова.
Хлестаков и
хлестаковщина

19.12

47

К/Р
Тестовая работа
за 1 полугодие

21.12

эпиграфа
Гипербола и
гротеск.
Обобщенные
образы
чиновников.
Комическое.
Комедия.
Сатирическая
комедия.
Эпиграф.
Образ
социальной
группы.

Сюжет
комедии,
особенности
конфликта,
основные
стадии
его
развития.
Своеобразие
завязки,
кульминации,
развязки. Смысл названия и
эпиграфа.
Обобщенные
образы
чиновников.
Сатирическая
направленность
комедии.
Средства
создания
характеров
героев.
Трагическое и комическое в
пьесе.
Промежуточная
Выполнение
контрольная работа (тест)
заданий
тестовой
работы

Знать определения комедии, гиперболы,
гротеска, эпиграфа. Уметь составлять план
анализа
эпизода
драматического
произведения. Уметь давать письменную
характеристику образу Хлестакова и
образов чиновников (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности
(адекватное
понимание
информации
устного и письменного
сообщения; овладение разными видами
чтения;
формирование
способности
извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную
тему;
формирование
умения
вести
самостоятельный поиск информации);(М)
формирование способности самооценки на
основе
наблюдения
за
собственной

Средства
создания
характеров в
комедии. Речевые
характеристики
персонажей
Основной
конфликт пьесы и
способы его
разрешения

22.12

50

Практикум.
Т/Л.
Эпиграф в
литературном
произведении.

28.12

51-

Р/Р

11.01
12.01

48

49

26.12

речью.(Л)
Сюжет
комедии, Составление
Знать определения комедии, гиперболы,
особенности
конфликта, плана анализа гротеска, эпиграфа. Уметь составлять план
основные
стадии
его эпизода
анализа
эпизода
драматического
развития.
Своеобразие драматическог
произведения. Уметь давать письменную
завязки,
кульминации, о
характеристику образу Хлестакова и
развязки. Смысл названия и произведения.
образов чиновников (П)
эпиграфа.
Обобщенные Драма как род умение понимать проблему, выдвигать
образы
чиновников. литературы.
гипотезу,
структурировать
материал,
Сатирическая
подбирать аргументы для подтверждения
Своеобразие
направленность
комедии. драматически
собственной позиции (М)
Средства
создания х
использование для решения познавательных
характеров
героев. произведений. и коммуникативных задач различных
Трагическое и комическое в Комедия.
источников информации (Л)
пьесе.
понятие
о
юморе
и
сатире.
Комический
рассказ.
«Говорящие
фамилии»
Обобщение знаний о видах Чтение статьи, Уметь
анализировать
эпиграфы
к
эпиграфов и их функции в записи
в различным произведениям или частям
литературном произведении. тетрадях,
произведений, понимать художественную
Примерная
задания
функцию
эпиграфа
в
литературном
последовательность анализа учебника.
произведении (П)
эпиграфов
ко
всему
умение работать с разными источниками
произведению
или
к
информации, находить ее, анализировать,
отдельным главам.
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)
Темы, сформулированные в Сочинение по Уметь
составлять
план
сочинения,

52

Контрольное
сочинение по
комедии
Н.В.Гоголя
«Ревизор»

53

ВН.ЧТ.
Н.В.Гоголь
«Женитьба»

16.01

54

А.Н. Островский.
Жизнь и
творчество. Пьеса
«Снегурочка».
Фольклорномифологическая
основа сюжета.
Символика образа
Ярилы
Мир берендеев
как отражение
авторского
представления о
сути
национальной

18.01

55

19.01

форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения
собственных
суждений,
оценок,
вопросов,
возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Система
образов
персонажей.
Роль
повествователя.
Психологизм.
Художественная
функция
портрета, пейзажа, детали.
Конфликт
истинных
и
ложных ценностей.

пьесе
«Ревизор»

подбирать цитаты (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)

Выразительно
читать
и
комментирова
ть фрагменты
комедии.

Фольклорномифологическая
основа
сюжета.
Жанровое
своеобразие
«весенней
сказки». Образ Снегурочки,
Леля, Купавы, Мизгиря.
Тема
любви
в
пьесе.
Лирическое
начало
в
драматическом
произведении.
Символический
смысл
финала.

Чтение
и
анализ
фрагментов
драматическог
о
произведения.

Уметь
определять
художественную
функцию портрета, пейзажа в произведении
(П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
Уметь анализировать образы героев
произведения. (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Художественн
ый
мир.
Фольклорные
традиции.
Пьеса-сказка.
Пролог.

жизни. Образ
Снегурочки. Тема
любви в пьесе

56

57

58

Л.Н. Толстой.
Жизнь и
творчество.
Особенности
сюжета и
композиции
рассказа «После
бала»
Тема
нравственного
самосовершенств
ования. Духовная
эволюция Ивана
Васильевича

23.01

Р/Р
Подготовка к
написанию
домашнего
сочинения по
рассказу
Л.Н.Толстого

26.01

25.01

Особенности
сюжета
и
композиции
рассказа.
Прием контраста в рассказе.
Двойственность
изображенных событий и
поступков персонажей. Тема
любви в рассказе. Образ
героя-рассказчика.
Тема
нравственного
самосовершенствования.
Духовная эволюция Ивана
Васильевича.
Смысл
названия.

Темы, сформулированные в
форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения

Рецензия на
театральную
постановку
одной из пьес
А. Н. Островс
кого
Чтение
и
анализ
фрагментов
рассказа,
вопросы
учебника,
работа
в
тетрадях.
Прием
контраста
в
рассказе.
Рассказ.
Композиция.
Контраст.
Событие
рассказывания
.
Двойственнос
ть
изображенных
событий
и
поступков
персонажей
Подбор цитат
к письменной
характеристик
е
особенностей
построения
образной

Уметь определять особенности сюжета и
композиции рассказа, уметь анализировать
образ рассказчика (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Уметь
составлять
план
сочинения,
подбирать цитаты (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения

«После бала»

59

ВН.ЧТ.
Л.Н.Толстой
«Утро помещика»

30.01

60

К/Р
Тестовая работа

1.02

61

2.02
М. Горький.
Жизнь и
творчество. Черты
романтизма и
реализма в
рассказе
«Челкаш»

собственных
суждений,
оценок,
вопросов,
возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Система
образов
персонажей.
Роль
повествователя.
Психологизм.
Художественная
функция
портрета, пейзажа, детали.
Конфликт
истинных
и
ложных ценностей.

системы
рассказе

в

Выразительно
читать
и
комментирова
ть фрагменты
произведения.

познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)

Уметь
определять
художественную
функцию портрета, пейзажа в произведении
(П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
Тестовая
контрольная Выполнение
овладение
всеми
видами
речевой
работа
заданий
деятельности
(адекватное
понимание
тестового типа информации
устного и письменного
сообщения; овладение разными видами
чтения;
формирование
способности
извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную
тему;
формирование
умения
вести
самостоятельный поиск информации);(М)
формирование способности самооценки на
основе
наблюдения
за
собственной
речью.(Л)
VIII. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (15 часов)
Черты
романтизма
и Работа
по Уметь определять черты романтизма и
реализма в рассказе. Прием тексту
реализма в рассказе, анализировать образ
контраста. Роль пейзажа произведения,
главного героя (П)
портрета в рассказе. Смысл вопросы,
умение понимать проблему, выдвигать
финала. Авторская позиция записи
в гипотезу,
структурировать
материал,
и способы ее выражения.
тетрадях
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)

Челкаш и Гаврила
как героиантиподы.
Авторская
позиция и
способы её
выражения
А.А.Блок
Художественный
мир поэзии
А.Блока.
Стихотворение
«Девушка пела в
церковном
хоре...»

6.02

64

Образ России и
картина русской
жизни в
стихотворении
«Россиия»

65

13.02
М.А. Булгаков.
Жизнь и
творчество.
Мифологические
и литературные
источники
сюжета повести
«Собачье сердце»
Образ профессора 15.02
Преображенского.

62

63

66

использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

8.02

Художественный мир в
поэзии Блока. Основные
образы
и
настроение
лирического
героя
стихотворения
«Девушка
пела в церковном хоре».

Романтизм.
Реализм.
Романтически
й
герой.
Пейзаж.
Портрет.
Антитеза
Чтение
стихотворения
,
вопросы
учебника

9.02

Образ России и картина Лирический
русской
жизни
в герой.
стихотворении «Россия»
Символ.
Художественн
ый мир поэзии

Уметь анализировать произведение лирики
(П)умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Мифологические
и
литературные
источники
сюжета.
Нравственнофилософская и социальная
проблематика повести. Тема
«нового
человека».
Особенности
художественного
мира
повести. Символика имен,
названий, художественных

Уметь
определять
особенности
художественного мира произведения, уметь
анализировать образы главных героев
повести. Знать определени фантастики,
гротеска (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения

Чтение
и
анализ
фрагментов
повести.
Работа
по
вопросам.
Повесть.
Сатирическая

Уметь анализировать произведение лирики
(П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Символический
смысл научного
эксперимента

67

68

69

16.02
Образ Шарикова
и «шариковщина»
как социальное и
моральное
явление
20.02
Изображение
реалий
послереволюцион
ной
действительности.
Символика имён,
названий,
художественных
деталей

Р/Р
Подготовка к
написанию
домашнего
сочинения по
повести
М.А.Булгакова
«Собачье сердце»

22.02

деталей. Образ профессора
Преображенского.
Образ
Шарикова и «шариковщина»
как социальное и моральное
явление. Смысл названия
повести.

повесть.
Фантастика.
Гротеск.
Приемы
сатирического
изображения.
Отзыв
об
экранизации
повести

познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Мифологические
и
литературные
источники
сюжета.
Нравственнофилософская и социальная
проблематика повести. Тема
«нового
человека».
Особенности
художественного
мира
повести. Символика имен,
названий, художественных
деталей. Образ профессора
Преображенского.
Образ
Шарикова и «шариковщина»
как социальное и моральное
явление. Смысл названия
повести.
Темы, сформулированные в
форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения
собственных
суждений,
оценок,
вопросов,

Повесть.
Сатирическая
повесть.
Фантастика.
Гротеск.
Приемы
сатирического
изображения.

Уметь
определять
особенности
художественного мира произведения, уметь
анализировать образы главных героев
повести. Знать определени фантастики,
гротеска (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Подбор цитат
к письменной
характеристик
е
особенностей
построения
образной
системы
в
повести

Уметь
составлять
план
сочинения,
подбирать цитаты (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации

70

Практикум.
Т/Л.
Интерьер в
литературном
произведении

71

А.Т. Твардовский. 27.02
Жизнь и
творчество.
История создания
поэмы «Василий
Теркин»
1.03
Изображение
войны и человека
на войне. Василий
Тёркин как
воплощение
русского
национального
характера

72

26.02

возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Обобщение сведений об
интерьере как изображении
закрытого от внешнего мира
жилища,
внутреннего
убранства помещения в
эпических и драматических
произведениях.
Интерьер
как
место
действия,
средство создания картины
мира и образа персонажа.

История создания поэмы.
Особенности
сюжета.
Лирическое и эпическое
начала в произведении.
Изображение
войны
и
человека на войне. Василий
Теркин как воплощение
русского
национального
характера.
Своеобразие
языка поэмы.

(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)
Чтение статьи,
записи
в
тетрадях,
задания
учебника.

Уметь определять значение интерьера как
места действия, средства создания картины
мира и образа персонажа (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)

Чтение
и
анализ
глав
поэмы, работа
по вопросам
учебника.

Уметь анализировать образ Василия
Теркина
как
воплощения
русского
национального
характера.
Знать
определения поэмы, сюжета, композиции
(П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Сюжет.
Поэма.
Композиция.
Лирическое и
эпическое.
Трагическое и
комическое.
Характер.
Особенности
сюжета.
Лирическое и
эпическое
начала
в
произведении.

73

Своеобразие
жанра «книги про
бойца».
Соединение
трагического и
комического в
поэме.
Символичность
бытовых
ситуаций

2.03

7475

ВН.ЧТ.
Б.Васильев «А
зори здесь
тихие…»

6.03
7.03

76

А.А. Сурков
«Бьется в тесной
печурке огонь»,
Д.С. Самойлов
«Сороковые»

13.03

77

Тема памяти и
преемственности

15.03

IX.

История создания поэмы.
Особенности
сюжета.
Лирическое и эпическое
начала в произведении.
Изображение
войны
и
человека на войне. Василий
Теркин как воплощение
русского
национального
характера.
Своеобразие
языка поэмы.

Образ автораповествовател
я
Фольклорные
традиции.
Своеобразие
языка поэмы.
Сочетание
разговорного
стиля
и
афористичнос
ти

Уметь анализировать образ Василия
Теркина
как
воплощения
русского
национального
характера.
Знать
определения поэмы, сюжета, композиции
(П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
Система
образов Выразительно
Уметь
определять
художественную
персонажей.
Роль читать
и функцию портрета, пейзажа в произведении
повествователя.
комментирова
(П)
Психологизм.
ть фрагменты умение понимать проблему, выдвигать
Художественная
функция произведения.
гипотезу,
структурировать
материал,
портрета, пейзажа, детали.
подбирать аргументы для подтверждения
Конфликт
истинных
и
собственной позиции (М)
ложных ценностей.
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (15 часов)
Жанровое
многообразие Чтение
Уметь анализировать произведение лирики
произведений на военную стихотворения (П)умение самостоятельно организовывать
тему.
Проблематика ,
вопросы собственную деятельность, оценивать ее,
произведений. Темы памяти учебника
определять сферу своих интересов (М)
и
преемственности
совершенствование духовно-нравственных
поколений.
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
Жанровое
многообразие Чтение
Уметь анализировать произведение лирики
произведений на военную стихотворения (П)умение самостоятельно организовывать

поколений.
Е.А. Евтушенко
«Хотят ли русские
войны», В.С.
Высоцкий «Он не
вернулся из боя»

тему.
Проблематика ,
вопросы
произведений. Темы памяти учебника
и
преемственности
поколений.

собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

Жанровое
многообразие
произведений
на
военную
тему.

Уметь анализировать произведение лирики
(П)умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)
Уметь анализировать фрагменты повести,
давать характеристику главному герою (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

78

Р/Р
Анализ
поэтического
произведения

16.03

79

В.Л. Кондратьев.
Повесть «Сашка».
Испытание
властью главного
героя

20.03

Жанровое
многообразие
произведений на военную
тему.
Проблематика
произведений. Темы памяти
и
преемственности
поколений.

Анализ
фрагментов
повести,
записи
в
тетрадях,
работа
по
вопросам
учебника.

80

22.03
Нравственный
выбор человека на
войне

Жанровое
многообразие
произведений на военную
тему.
Проблематика
произведений. Темы памяти
и
преемственности
поколений.

81

Правда войны в
повести
В.Л.Кондратьева

Анализ
фрагментов
повести,
записи
в
тетрадях,
работа
по
вопросам
учебника.
Письменный
отзыв
об
одном
из

23.03

Уметь анализировать фрагменты повести,
давать характеристику главному герою (П)
умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству
(Л)

«Сашка»

8283

Р/Р
Сочинение
«Великая
Отечественная
война в русской
литературе»

5.04
6.04

84

А.И.
Солженицын.
Жизнь и
творчество.
Историческая и
биографическая
основа рассказа
«Матренин двор»

10.04

85

Образ главной
героини и тема
праведничества в
русской
литературе

12.04

Темы, сформулированные в
форме проблемного вопроса
или
в
виде
цитаты.
Составление
плана
сочинения,
подготовка
тезисов и подбор цитат.
Формы
выражения
собственных
суждений,
оценок,
вопросов,
возникших
в
процессе
чтения
и
осмысления
содержания произведения.
Историческая
и
биографическая
основа
рассказа.
Изображение
народной жизни. Образ
главной героини и тема
праведничества в русской
литературе. Трагизм судьбы
героини. Притчевое начало
и
традиции
житийной
литературы.
Историческая
и
биографическая
основа
рассказа.
Изображение
народной жизни. Образ
главной героини и тема
праведничества в русской
литературе. Трагизм судьбы
героини. Притчевое начало
и
традиции
житийной
литературы.

произведений
о
Великой
Отечественно
й войне.
Подбор цитат
к письменной
характеристик
е
особенностей
построения
образной
системы
в
произведения
х

Уметь
составлять
план
сочинения,
подбирать цитаты (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)

Чтение
фрагментов
повести,
вопросы
учебника,
анализ
эпизода

Уметь составлять план анализа жанрового
своеобразия рассказа (П) умение понимать
проблему,
выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

Составление
плана анализа
жанрового
своеобразия
рассказа.
Письменная
работа
о
картинах
народной
жизни
в

Уметь составлять план анализа жанрового
своеобразия рассказа (П) умение понимать
проблему,
выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

произведении.
Рассказ.
Притча.
Житие.

Притчевое начало
и традиции
житийной
литературы
ВН.ЧТ.
Изображение
народной жизни в
рассказе А.И.
Солженицына
«Захар-Калита»

13.04

17.04

Рассказ А.И. Солженицына
«Захар-Калита».
Проблематика
произведения.

Чтение
фрагментов
повести,
вопросы
учебника,
анализ
эпизода

88

Т/Л
Практикум.
Общее и
индивидуальное в
литературных
персонажах,
представляющих
одну социальную
группу

19.04

Общее и индивидуальное в
литературных персонажах,
представляющих
одну
социальную
группу.
Собирательный образ в
литературных
произведениях.

Собирательны
й образ
в
литературных
произведения
х

8990

Р/Р.
Сочинение об
образе
социальной
группы (об
образах русских
солдат в поэме
А.Т.Твардовского
«Василий
Тёркин»)

20.04
24.04

Общее и индивидуальное в
литературных персонажах,
представляющих
одну
социальную
группу.
Собирательный образ в
литературных
произведениях.

Подготовка
развернутого
плана
сочинения об
образах
русских
солдат или об
образах
русских
крестьян.

86

87

Уметь давать характеристику сюжету,
композиции
произведения,
давать
характеристику главным героям (П)
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)
Уметь составлять развернутый план
сочинения (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)
Уметь составлять развернутый план
сочинения (П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы

91

92

93

9495

26.04
Э.Хемингуэй.
Изображение
человека,
оказавшегося в
экстремальной
ситуации в
повести «Старик и
море»
27.04
Образ старика
Сантьяго.
Особенности
описания моря.
Философская
проблематика
произведения
3.05
Т/Л.
Практикум.
Анализ
жанрового
своеобразия
литературного
произведения.

Промежуточная
аттестация за
курс 8 класса

4.05
4.05

и др.) (Л)
X.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (12 часов)
Изображение
человека, Чтение
Понимать философскую проблематику
оказавшегося
в фрагментов
произведения, понимать смысл финала
экстремальной
ситуации. повести,
повести (П)
Образ старика Сантьяго. вопросы
умение самостоятельно организовывать
Особенности описания моря. учебника,
собственную деятельность, оценивать ее,
Философская проблематика анализ
определять сферу своих интересов (М)
произведения.
Смысл эпизода
уважительное отношения к культурам
финала повести.
других народов (Л)
Философская
проблематика
произведения

Обобщение
сведений
о
родах и жанрах литературы.
Жанры
и
жанровые
разновидности. Примерный
план анализа жанрового
своеобразия литературного
произведения.

Чтение статьи,
записи
в
тетрадях,
задания
учебника.

Сочинение «Чему нас учат Развитие речи
произведения
русской
литературы»

Уметь составлять план анализа жанрового
своеобразия литературного произведения.
(П)
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности. (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных
источников
информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.) (Л)
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности
(адекватное
понимание
информации
устного и письменного
сообщения; овладение разными видами
чтения;
формирование
способности
извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и

96

Т/Л.
Форма сонета в
мировой
литературе

8.05

97

Сонеты
Д.Алигьери, Ф.
Петрарка, В.
Шекспира
Универсальное
содержание
сонета.
Разновидности
сонета. Сонеты
А.С.Пушкина,
Ш.Бодлера,
В.Я.Брюсова
Т/Л
Бурлеска и
травестия как два
классических типа
пародии.
В.А.Жуковский и
Козьма Прутков
Д.Д.Минаев «На
борзом коне»
Пародии на
литературные

10.05

98

99

100
101

История сонета как твердой
стихотворной
формы.
разновидности
сонета.
Универсальное содержание
сонета.
Строгость
композиции,
способы
рифмовки.

систематизации материала на определенную
тему;
формирование
умения
вести
самостоятельный поиск информации);(М)
формирование способности самооценки на
основе
наблюдения
за
собственной
речью.(Л)
Чтение
и Уметь анализировать произведение лирики
анализ
(П)умение самостоятельно организовывать
стихотворных
собственную деятельность, оценивать ее,
произведений,
определять сферу своих интересов (М)
работа
по уважительное отношения к культурам
вопросам
других народов (Л)
учебника.
Универсально
е содержание
е сонета

11.05

История сонета как твердой Сонет.
стихотворной
формы. Строфика.
разновидности
сонета. Катрен.
Универсальное содержание Терцет.
сонета.
Строгость Рифмовка.
композиции,
способы Венок
рифмовки.
сонетов.

Уметь анализировать произведение лирики
(П)умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов (М)
уважительное отношения к культурам
других народов (Л)

15.05

Пародия
к
комическое
подражание
художественному
произведению. Бурлеска и
травестия
как
два
классических типа пародии.
Элементы
пародии
в
произведениях
мировой
классической литературы.
Пародии на литературные
жанры
и
жанровые

Знать определения пародии, бурлеска,
травестии. (П)умение понимать проблему,
выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)

17.05
18.05

Чтение статьи,
записи
в
тетрадях,
задания
учебника.
Подготовка
сообщений
Подготовка
сообщений о
пародиях на
произведения

жанры и
жанровые
разновидности.
А.П.Чехов
«Летающие
острова», «Репка»

102105

Итоговые уроки

разновидности.

22.05

музыкального
и
изобразительн
ого искусства.
Создание
собственных
пародий
на
литературные
жанры.
произведения
ми.
Обобщение пройденного за Чтение статьи
курс литературы 8 класса
учебника,
запись
литературных
произведений
для чтения на
лето

Уметь делать обобщение о художественных
мирах
пройденных
литературных
произведений (П)
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции (М)
использование
для
решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (Л)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».