ТВЕРЖДАЮ: тор МБОУ мЗаазия № 59 К^дашкина ' ^2022 г. Учебный план основной образовательной программы начального общего образования для 1 класса МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ на 2022-2023 учебный год 1 Пояснительная записка Учебный план - это основополагающий документ, регламентирующий основные, наиболее существенные стороны образования. Учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам. Учебный план начального общего образования составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. №240 «Об образовании в Республике Бурятия»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №286; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. №254 (с изменениями от 23.12.2020 №766); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N28; Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N2; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115; Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; Методические рекомендации по вопросам реализации примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия на 2022-2023 учебный год; Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом от 31.08.2022 г. №252/П. Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Российской гимназии №59 (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; 2 • формируются универсальные учебные действия; • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на этой ступени реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Учебный план включает в себя все учебные предметы с учетом необходимого количества часов. Объем учебной нагрузки составляет в 1 классе – 21 час. Режим работы для 1 класса - 5-дневная рабочая неделя. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, со 2-4 классы – 34 недели. 2022/23 учебный год начинается 1 сентября 2022 года и продлится до 26 мая 2023 года. Общая продолжительность учебного года составит 273 дня, из которых 168 дней будут учебными, а 105 дней придутся на каникулы, выходные и праздники. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель (осенние каникулы с 29 октября по 06 ноября, зимние - с 28 декабря по 08 января, весенние – с 25 марта по 02 апреля). Летние каникулы в 2023 году начнутся 27 мая и продлятся до 1 сентября 2023 года. Продолжительность урока: - в 1 классе - 35 минут в 1 и 2 четверти, 40 минут в 3 и 4 четверти, - во 2 – 4 классах - 40 минут. Учебные занятия начинаются в 8 часов 00 минут. Проведение нулевых уроков не допускается. Недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели: • для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков (1 раз в неделю – 5 уроков из-за дополнительного урока физической культуры). Обучение осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену для первых классов; в 1 классе использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январе – мае – 4 урока по 40 минут каждый); в 1 классе дополнительные недельные каникулы в третьей четверти с 13 по 19 февраля 2023 г. Максимальная нагрузка учащихся 2-4 классов соответствует продолжительности шестидневной учебной недели. В гимназии ведётся преподавание по предметным областям учебного плана: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание, естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В учебном плане выдержано соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; 3 готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана направлена на реализацию содержания рабочих программ учебных предметов, определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение»; 2. «Родной язык и литературное чтение на родном языке»; 3. «Математика и информатика»; 4. «Окружающий мир»; 5. «Искусство»; 8. «Технология»; 9. «Физическая культура». Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение». Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы: «Бурятский язык» как государственный язык Республики Бурятия, «Литературное чтение на родном языке». Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). В целях изучения финансовой грамотности предусмотрена интеграция материала, направленного на повышение финансовой грамотности обучающихся, с учебным предметом обязательной части – окружающий мир. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Содержание образования представлено образовательной системой «Начальная школа XXI века». 4 Учебный план начального общего образования 1 класс 5-дневная неделя УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Предметные области Учебные предметы Количество часов Н Г Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 165 литературное чтение Литературное чтение 3 99 Родной язык и Бурятский язык как государственный 2 66 литературное чтение на язык Республики Бурятия родном языке Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Иностранный язык Математика 4 132 Окружающий мир Окружающий мир 2 66 Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Итого, обязательная часть Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей и (или) законных представителей несовершеннолетних обучающихся, направленные на удовлетворение различных интересов обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов 1 1 1 2 21 0 33 33 33 66 693 Итого, часть, формируемая участниками ОО 0 Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ Российская гимназия №59. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности МБОУ Российская гимназия №59 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки учащихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Цели организации внеурочной деятельности в гимназии на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. 5 Внеурочная деятельность в рамках гимназии решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ общего образования; - на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность гимназии. Гимназия реализует модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие имеющиеся педагогические работники данного учреждения. Координирующую роль выполняет классный руководитель. Гимназия организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: 1. Общеинтеллектуальное 2. Спортивно-оздоровительное; 3. Общекультурное; 4. Духовно-нравственное; 5. Социальное. План внеурочной деятельности Направление Наименование программы / формы Кол-во часов организации ВД в неделю 1 класс Общеинтеллектуаль Курс «Юным умникам и умницам» 1 ное Направление РДШ «Орленок - Мастер» 1 СпортивноШахматный кружок 1 оздоровительное Проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, 1 направленных на пропаганду здорового образа жизни Общекультурное Хоровая студия «Соловушка» 2 ДуховноКурс «Разговоры о важном» нравственное Проведение классных часов, праздников, 1 экскурсий и других мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие Социальное Социальные акции, проекты 1 Итого в неделю 9 Количество учебных часов за четыре учебных года не превышает предельно допустимых норм – 1350 часов. Принимая во внимание возможности гимназии, внеурочная деятельность осуществляется: непосредственно в гимназии в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов гимназии (комбинированная схема). В организации внеурочной деятельности непосредственно в гимназии принимают участие все педагогические работники гимназии (учителя начальных классов, учителя предметники, педагог – психолог, библиотекарь). 6 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация – это процедура оценки и контроля результатов освоения обучающимися отдельных частей или всего объема образовательных программ по предметам учебного плана. Порядок проведения оценивания закреплено Положением о текущей и промежуточной аттестации гимназии. К промежуточной аттестации все обучающиеся переводных классов. Промежуточная аттестация является обязательной для учащихся 2-4 классов. Она подразделяется на: - аттестация обучающихся 1 класса (устное оценивание, безотметочное обучение) проводится по итогам учебного года в соответствии с ФГОС. Личностные результаты не оцениваются; метапредметные результаты – оценка портфолио обучающегося; предметные результаты – устное оценивание педагогом по предметам: окружающий мир, технология, литературное чтение, контрольная работа по математике, русскому языку без выставления отметок; итоговая комплексная работа; - аттестация по итогам учебной четверти и аттестацию в конце учебного года, проводимую в 2-4 классах. Во 2-4 классах выставляются годовые отметки. Итоговая отметка по учебному предмету выставляется на основе отметок за учебный год, результатов итоговой аттестации, проводимой в форме контрольных работ и тестов, фактического уровня знаний. Четвертные и годовые отметки выставляются за два дня до начала каникул или аттестационного периода. Классные руководители обязаны довести до обучающихся и их родителей итоги аттестации и решение педагогического совета гимназии о переводе обучающегося в следующий класс. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком начального общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 1 Листы индивидуальных достижений Литературное чтение 1 Техника чтения Родной язык 1 Таблицы отслеживания динамики учебных достижений обучающихся Литературное чтение на 1 творческая работа родном языке Математика 1 Листы индивидуальных достижений Окружающий мир 1 Листы индивидуальных достижений Изобразительное 1 Выполнение рисунков искусство Музыка 1 Тетрадь открытий Технология 1 Проект 7