Учебный план основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы основного общего образования, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам. Обязательная максимальная нагрузка по каждому учебному году не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку, определенную учебным планом основного общего образования ФГОС ООО для обучающихся 5-9 классов по 6дневной учебной неделе. Учебный план составлен на основе нормативных документов, регламентирующих основные подходы к разработке учебного плана общеобразовательных организаций: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике Бурятия». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №287; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577). 5. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» 6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115. 9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) 10. Методические рекомендации по вопросам реализации примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия на 2022-2023 учебный год. 11. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская гимназия №59. Учебный план для 5-9 классов – один из механизмов реализации основной образовательной программы МБОУ Российская гимназия № 59. Учебный план на 2022-2023 учебный год предусматривает реализацию основных общеобразовательных программ, 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 2022/23 учебный год начинается 1 сентября 2022 года и продлится до 26 мая 2023 года. 2 Общая продолжительность учебного года составит 273 дня, из которых 168 дней будут учебными, а 105 дней придутся на каникулы, выходные и праздники. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель (осенние каникулы с 29 октября по 06 ноября, зимние - с 28 декабря по 08 января, весенние – с 25 марта по 02 апреля). Летние каникулы в 2023 году начнутся 27 мая и продлятся до 1 сентября 2023 года. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана гимназии, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет -для обучающихся V-VI классов - не более 6 уроков; -для обучающихся VII-IX классов - не более 7 уроков. Начало учебных занятий- 08:00. Продолжительность урока в V- IX классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Учебный план основного общего образования предусматривает деление на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает предметные области: русский язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественно-научные предметы, естественнонаучные предметы, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Обязательная часть определена составом учебных предметов обязательных предметных областей. Целью учебного плана является дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышение результативности обучения детей, обеспечение вариативности образовательного процесса, сохранение единого образовательного пространства, выполнение гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранение их здоровья. В обязательную часть учебного плана ООО гимназии в соответствии с п. 11.2. ФГОС включены «Родной язык и литература»: в 5, 6, 7 классах по 1 часу «Родной (русский) язык», в 8, 9 классах - по 1 ч «Родная литература (русская)». В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, часть формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия для изучения отдельных учебных предметов. В соответствии с Положением «О государственных языках образования в гимназии», с учетом мнения родителей (законных представителей), в 5-7 классах отведено по 2 ч. на изучение бурятского языка, второго иностранного языка 8-9-х классах. В части формируемой участниками образовательных отношений на изучение латинского языка в 9 классе выделен 1ч., на иностранный язык в 5-8-х классах – 1 час. В предпрофильном 9б классе добавлен курс математики – 1 час, в 9а классе – курс литературы – 1 час. В целях изучения финансовой грамотности предусмотрена интеграция материала, направленного на повышение финансовой грамотности обучающихся, с учебными предметами обязательной части: обществознания, математики. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (V-IX классы), «Технологии» (V- VIII классы), «Информатике» (VII-IX классы). Деление на группы направлено на повышение образовательных и возрастных результатов через реализацию особенностей преподавания предметов, качественную реализацию практической части программ по предметам, которая обеспечивает получение обучающимися персонального опыта действования в предмете, что является требованием ООП основного общего образования. 3 Учебный план сохраняет максимально допустимую нагрузку при шестидневной учебной недели в 5-м классе –32 часа, в 6-м классе – 33 часа, в 7-м классе – 35 часов в 8-х классах – 36 часов, в 9-х классах – 36 часов. Особенности учебного плана основного общего образования по предметным областям Предметная область «Русский язык и литература» Русский язык В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Литература Цели обучения: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте, формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных; написания сочинений различных типов. Предметная область «Родной язык и родная литература» Предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП ООО (Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьях 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1). Родной язык - язык из числа языков народов России. Свободный выбор изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации, включая русский язык как родной язык, осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования. Родной язык (русский) и родная литература (русская) изучаются в основной школе с 5 класса по 9 класс. На изучение родного языка (русского) с5 по 7 классы отведен 1 час, с 8 по 9 классы - 1 час на изучение родной литературы (русской). Родной язык (русский) Изучение родного языка (русского) носит практический характер, включает проектные и исследовательские задания, задания в группе и в парах. Учебный материал может быть освоен в игровых формах. Ключевые идеи учебного предмета «Родной язык» в основной школе: 1) формирование представлений о взаимосвязи русского народа и культуры, истории русского народа; 4 2) расширение представления школьников о взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурной специфики русского языка (в том числе на фоне сопоставлений с языками народов России и мира); 3) формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка; 4) понимание общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира. Родная литература (русская) Изучение родной литературы(русской) носит практический характер, включает проектные и исследовательские задания. Предметные результаты изучения родной литературы (русской) должны отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры. Предметная область «Иностранные языки» Английский язык Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Предметная область «Математика и информатика» Предметная область «Математика» представлена в программе основной школы предметами: Математика, Алгебра, Геометрия и Информатика. Математика 5 Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: Математика (5-6 классы) Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Алгебра – нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Информатика и информационно-коммуникационные технологии Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Предметная область «Общественно-научные предметы» Данная предметная область представлена следующими дисциплинами: «История», «Обществознание», «География». История 6 Курс истории в основной школе представлен двумя разделами: «История России» и «Всеобщая история». Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Обществознание Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний об обществе и его основные сферах, человеке в обществе, правовом регулировании общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. География Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли, формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Изучение курса начинается с 5 класса. Предметная область «Естественнонаучные предметы» Предметная область представлена в программе основной средней школы следующими предметами: Биология (с 5 класса), Физика (с 7 класса), Химия (с 8 класса). Физика Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается с 7-го класса на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Биология Курс биологии на ступени основного общего образования начинается с 5-го класса и направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Химия Учебный предмет «Химия» занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, так как современная химия – фундаментальная система знаний об окружающей среде, позволяющая формировать научную картину мира и умения исследовать и объяснять явления окружающей действительности. Цели изучения химии: формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в 7 повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов. Предметная область «Искусство» Изобразительное искусство Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Музыка Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира. Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются: воспитание грамотного слушателя; изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров; реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя; приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия; освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки); приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений, в том числе посредством организации школьных хоровых и музыкальных коллективов; расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся; формирование музыкального вкуса в досуговой сфере; приобщение к музыкальным традициям своего региона. Предметная область «Технология» Основным предназначением предметной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, изучение алгоритмов и исполнителей, первое знакомство с основными алгоритмическими конструкциями, используемыми в языках программирования;; 3D-моделирование. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебнопрактические работы. 8 Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» ОБЖ В ходе изучения предмета ОБЖ обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Физическая культура Основная цель изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Третий час физической культуры в 5-9 классах, который в гимназии используется для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, реализуется за счёт введения курса «танец». 9 Учебный план основного общего образования 6 – 9 классы 6-дневная неделя Предметные области Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык Родная литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Искусство (МХК) Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Иностранный язык Бурятский язык Биология Литература Математика Алгебра Латинский язык Количество часов в неделю 6 7 8а 8б 9а 9б 5 3 0,5 0,5 3 5 3 2 0,5 0,5 3 3 2 0,5 0,5 3 3 2 0,5 0,5 3 3 2 0,5 0,5 3 3 2 0,5 0,5 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 3 1 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 1 1 20 13 3 3 18 5 15 10 5 14 6 11 12 8 10 2 2 2 2 1 1 3 3 3 3 3 3 18 1 1 1 1 4 32 1 32 1 32 32 29 1 2 30 1 2 1 1 1 2 6 4 5 4 4 4 4 187 4 4 1 2 1 3 2 8 25 33 35 36 36 36 36 212 1 1 1 1 II иностранный язык Итого Максимально допустимая недельная нагрузка ВСЕГО 1 2 2 1 2 1 1 2 10 План внеурочной деятельности обучающихся основной школы Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь). Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы. Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: -территориальное расположение гимназии; -уровень развития дополнительного образования в гимназии; -методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей; -кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.), -материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности. 11 Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы: спортивно-оздоровительное; гражданско-патритическое; научно-познавательное; социальное; художественно-эстетическое; техническое; проектная деятельность. Формы внеурочной деятельности школы по направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. Участие в районных, городских, республиканских спортивных соревнованиях. Секции: Баскетбол, Волейбол, Вольная борьба, Шахматы. 2.Социальное: Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие. Участие в творческих конкурсах, в акциях. Объединения: ЮИД ,ДЮП, волонтеры. 3.Гражданско-патриотическое: Организация экскурсий в музеи, в войсковые части. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества», «В мире книг» Выставки рисунков. Встречи с участниками «горячих точек»; Тематические классные часы Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. Фестивали патриотической песни Военно-спортивная игра «Зарница» 12 4. ОбщеинтеллектуальноеПредметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Работа факультатива «Подготовка к ОГЭ»; 5. Общекультурное: Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, концертов, фестивалей. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; Кружки: хореография, хор, ИЗО Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, республики. Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе. Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям: - непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми; - развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях; - совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности. В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д. В течение всего обучения обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно. 13 План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год Внеурочная деятельность организуется за рамками учебного плана 10 часов в неделю. По направлениям развития личности: общекультурное гражданско-патритическое общеинтеллектуальное социальное спортивно-оздоровительное Направление Наименование Количество часов в неделю программы/ формы 5 6 7 8 9 организации ВД класс класс класс класс класс Общеинтеллектуа Подготовка к олимпиадам 1 1 1 1 1 льное Курс «Английский язык 1 1 1 «Cambridge English»» СпортивноВелосипедные прогулки 1 1 1 1 оздоровительное Группа подготовки к сдаче 1 1 1 1 1 ГТО Проведение конкурсов, 1 1 1 1 1 праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни Общекультурное Хоровая студия 1 1 «Соловушка» Музыкальная студия 1 1 1 «Кантилена» ГражданскоПроведение классных часов, 1 1 1 1 1 патритическое экскурсий, встреч, мероприятий Социальное Десант дорожной 1 1 1 безопасности: Школа ЮИД «Форсаж» (Лидеры ЮИД, волонтеры ЮИД) Программа «Допризывник» 1 (подготовка к участию в военно-спортивной игре «Победа») Программа адаптации к 1 обучению в профильных классов Социальные акции, проекты 1 1 1 1 1 Факультатив по психологии 1 Итого в неделю 9 10 9 8 7 14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков, уровня сформированности компетенций требованиям федерального государственного образовательного стандарта и оценки качества освоения программ по завершении отдельных этапов обучения. Виды промежуточной аттестации Аттестация проводится по всем предметам и может быть плановой, внеплановой и носить обязательный и необязательный характер для обучающихся. Плановая аттестация является обязательной для обучающихся МБОУ Российская гимназия № 59. К ней относятся: четвертная промежуточная аттестация (проводится в 3-9 классах три раза в учебном году); учащиеся 2 классов аттестуются в 3 и 4 четвертях; аттестация по полугодиям проводится в 10-11 классах; аттестация по итогам года проводится в 2-8 и 10 классах; Сроки плановой аттестации могут быть изменены для отдельного ребенка или группы детей по ряду причин: болезнь (в период или накануне аттестации); санаторнокурортное лечение; соревнования (выступления). Внеплановая аттестация проводится в исключительных случаях. Аттестацию организуют для отдельных обучающихся на основании письменного заявления родителей, если семья или ребенок выезжают по семейным обстоятельствам в течение года, и оценить уровень реальных достижений по текущим оценкам не представляется возможным; другое основание, не противоречащее законодательству в сфере образования, в том числе в рамках аккредитации образовательной организации. Формы проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация может проводиться устно или письменно. Устно аттестация проводится в форме собеседования, ответа на вопросы, выступления с сообщением по теме, интеллектуальной игры, презентаций, защиты проектов, исследовательских работ и др.; письменно - в форме контрольной работы, диктанта, изложения, сочинения, теста и др. Промежуточная аттестация может проводиться с использованием современных цифровых технологий, в режиме компьютерного тестирования, в том числе onlain. К проведению промежуточной аттестации могут привлекаться аккредитованные центры тестирования. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени, отведенного на 1 -2 стандартных урока. Материалы для проведения промежуточной аттестации готовятся учителемпредметником, назначенным администрацией, руководителем методического объединения, администрацией, в том числе с участием центров по проведению тестирования обучающихся. Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений), устных собеседований и др.должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программы, годовому тематическому планированию. Материалы проходят экспертизу качества, последующую корректировку и утверждаются на заседании методического совета. Материалы сдаются на хранение в учебную часть не позднее, чем за 2 недели до начала аттестации. Изменения в содержании материалов для аттестации вносятся по приказу директора школы только при наличии решения методического совета, содержащего развернутое обоснование или указание причин внесения изменений. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком гимназии, который устанавливает сроки проведения плановых контрольных работ, периоды промежуточной аттестации. График проведения промежуточной аттестации публикуется не позднее 30 апреля текущего учебного года. 15 Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, определяемые образовательной организацией. Ответственность за ликвидацию задолженности по итогам аттестации возлагается на родителей несовершеннолетнего и обучающегося. Обучающиеся вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим предметам не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Как правило, сроки прохождения повторной промежуточной аттестации устанавливаются в следующие сроки: первый раз – в июне, второй - в августе текущего года, что обеспечивает возможность подготовки как к сдаче промежуточной аттестации, так и к началу обучения в следующем классе. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации повторно приказом директора создается комиссия. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптивным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану другие ОО. Перевод обучающихся, в том числе имеющих академическую задолженность, регламентируется Положением о переводе, отчислении и восстановлении обучающихся. Отметки за итоговую контрольную работу условно переведенным учащимся в классном журнале выставляются на основании отметки, полученной при повторной промежуточной аттестации, выставляется итоговая отметка за курс; если данная отметка удовлетворительная, то она является основанием для перевода в следующий класс и выставляется в личное дело обучающегося. Итоговые отметки обучающихся за аттестационный период должны быть объективны и обоснованны, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, учитывать качество знаний по письменным, практическим и лабораторным работам. По русскому языку, математике (алгебре, геометрии), физике, химии, иностранным языкам итоговая отметка не может быть выше большинства отметок за письменные работы. Итоговые отметки в аттестат выпускников 9 и 11 классов выставляются на основании «Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов». Выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части учебного плана. 16