Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ РЕКОМЕНДОВАНА к использованию российская Педагогическим советом Протокол № от « f jf » Р / 20 i i . -.Бугдашкина Рабочая программа по обществознанию Количество часов: 34 часов (1 час в неделю) Класс: 6 Учитель: Дарибазарова Наталья Нанзытовна, высшая квалификационная категория Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи курса Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644) 3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне 4. Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская гимназия №59 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ Российская гимназия №59 7. Учебный план МБОУ Российская гимназия №59 Программа предполагает использование учебника «Обществознание 5 класс» и учебника «Обществознание 6 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. образования, из-во «Просвещение». – М. «Просвещение»2016г. Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он даёт целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузе. Роль социальных наук заключается в формировании и направлении людей на разные социальные уровни во благо общества. Социальные науки рассматривают все сферы человеческого бытия, так или иначе отражают процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение их предусматривает применение знаний практически всех предметов, которые изучаются в школе. Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности. Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Цели и задачи курса: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; 1.2. Общая характеристика учебного предмета Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания. В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, и: жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям. В 6-9 классах курс «Обществознание» строится по модульно-линейному принципу — основной акцент делается на относительно завершённых и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно. В конце обучения перед итоговой аттестацией предусмотрено повторение всего пройденного материала. Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далёкому» — от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету. Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях обучения остаётся традиционным: — выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала; — характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и правовой. Особенностью данного варианта программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения. На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи — ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.). В единой системе обучения обществознанию каждый класс рассматривается как самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно завершённой (т. е. охватывающей все основные элементы) социальной картины мира. 1.3. Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану предмет изучается в 6 классе — 34 часа в год (по одному часу в неделю). 1.4. Возможность применения дистанционного обучения При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: - полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение); - частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение). В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие. Планируемые результаты освоения учебного курса Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Содержание учебного предмета Обществознание в 6 классе включает в себя курс обществознания за 5 и 6 класс. Данный курс в5-6 классах является пропедевтическим, поэтому первое полугодие учащиеся изучают курс обществознания 5 класса, второе полугодие – курс обществознания 6 класса. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Предусмотрены практические и проектные работы по темам: «Человек. Семья», «Родина. Бурятия – моя Родина», «Наша школьная реформа», «Моя будущая профессия», «Каким я буду родителем», «Устав школы», «Моя губернаторская программа». Тема 1. «Человек» (3ч) Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Практикум. Тема 2. «Семья» (3ч) Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум Тема 3. «Школа» (3ч) Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружить жить в классе. Практикум. Тема 4. «Труд» (3ч) Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Учимся творчеству. Практикум. Тема 5. «Родина» (4ч) Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности. Тема 6. Человек в социальном измерении (6 часов) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Тема 7. Человек среди людей (6 часов) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Тема 8. Нравственные основы жизни (6 часов) Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Итоговое повторение Тематическое планирование № п/п Наименование раздела Колич В том числе ество часов Теоретичес Практиче Контрол кий ские, ьная материал лаборатор работа ные работы и т.д. Основные направления воспитательной деятельности 1 Человек 3 2 1 Научное Духовно-нравственное 2 Семья 3 2 1 3 Школа 3 2 1 4 Труд 3 3 1 5 Родина 4 2 1 6 Человек в социальном измерении Человек среди людей 6 3 3 6 3 3 Нравственные основы жизни 6 3 2 Эстетическое воспитание Духовно-нравственное Гражданское Духовно-нравственное Гражданское Гражданское Трудовое Гражданское Патриотическое Экологическое Гражданское Гражданское Трудовое Духовно-нравственное Гражданское 7 8 1 1 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Ресурсное обеспечение рабочей программы Учебно-методический комплект для учащегося Учебник Обществознание. 5 класс. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2016 Учебник Обществознание. 6 класс. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2016 Дополнительная литература для учащихся: «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой. Медиаресурсы: Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Ресурсы Интернета: http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы. Календарно-тематическое планирование № уро ка Тема и тип урока 1 Что изучает обществознание? 2 Загадка человека Элементы содержания содержание Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека. Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек. Отличие человека от других живых существ. Планируемые результаты УДД Предметные Метапредметные Личностные Вид/форма контроля Примеча ние Научатся: различать понятия социальная среда, личность, социализация. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности $1 Научатся: объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково- Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «ноосфера». $1, Заполнение сравнитель ной таблицы Природное и общественное в человеке. 3 Отрочество приобретаемый опыт; работать в группах и парах Научатся: называть ступени развития общества. Получат возможность научиться: объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию задачи Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Выделять существенные признаки общества. $3, вопросы и задания к парграфу 4. Семья и семейные Социальные изменения отношения и их формы. Развитие общества. Типы обществ. Человечество в XXI в., тенденции развития, Основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности Научатся: называть сферы общественной жизни и давать им краткую характеристику. Получат возможность научиться: характеризовать изменчивость и стабильность общества. 5. Семейное Научатся: Индивид. партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». $4 Проявляют заин- Работа с текстом $5, хозяйство Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации). 6. Свободное время Социальные изменения и их формы. Научатся: характеризовать изменчивость и стабильность общества.. Получат возможность научиться: объяснять взаимосвязь человека, природы, общества. устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои тересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности учебника «Проверим себя» Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность Подготовка к тестировани ю по итогам главы Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий Работа в тетради Систематизировать и обобщить изученный материал Работа над ошибками Систематизировать и обобщить изученный материал $1-5, определен ия Стр. 43-44 7. Образование в жизни человека Культура и ее многообразие и основные формы. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры и современной России. Научатся: называть примеры глобальных проблем человечества.. Получат возможность научиться: анализировать учебную проблему. затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Определять сущностные характеристики понятия «культура». $6, задания к параграфу 8. 9. Одноклассники, сверстники, друзья Мораль, ее основные принципы. Моральные нормы и нравственный выбор. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность, добро и зло, главные понятия этики. Роль морали в жизни человека. Критерии морального поведения. Антикоррупционное мировоззрение. Коррупционность мировоззренческая характеристика общества и личности Научатся: характеризовать различные виды культур, называть функции культуры.. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Труд-основа жизни Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг моральный и долг общественный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: объяснять значение моральных норм в её реализации. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества. Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на Работа с текстом $8 учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей $7 Стандарты антикоррупционного поведения. Выбор и ответственность 10 Практикум жизни людей. Коммуникативные: помощь аргументируют свою обеспечение позицию и благополучия. координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Научатся: объяснять значение долга и ответственности для человека и общества.. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им и Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей $9 11. Образование Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Научатся: объяснять Познавательные: взаимосвязь свободы самостоятельно выделяют и и ответственности. Получат формулируют возможность познавательную научиться: цель; используют анализировать общие приёмы решесобственные поступки с точки ния задач. Коммуникативные: зрения морали.. допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $10 12 Труд и творчество 13 Наша РодинаРоссия Наука в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Научатся: объяснять понятия: образование полное, среднее, профильное. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности Работа с текстом учебника «Проверим себя» $11, вопросы и задания к параграфу Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Научатся: анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов. Получат возможность научиться: объяснять, в чем выражается возрастание роли научных исследований в Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $12, Подготовк ак итоговому тестирован ию 14 Государственны е символы России современном мире. взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Научатся: характеризовать религию как одну из форм культуры. Получат возможность научиться: объяснять роль религии в жизни общества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. $6-12, определен ия 15 Гражданин России Социальная структура. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Научатся: объяснять Познавательные: сущность социальной самостоятельно выделяют и структуры.. формулируют Получат познавательную возможность научиться: работать цель; используют общие приёмы решес текстом учебника; ния задач. высказывать собственное мнение, Коммуникативные: допускают возможсуждения. ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ $13, доп. материал по инд. заданиям конечного результата; составляют план и последовательность действий. 16 17 ПОУ « Мы многонациональн ый народ» Человек в социальном измерении (6 часов) Человек - Социальный статус личности. Социальная роль. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Основные социальные роли в подростковом возрасте. . Отношения между поколениями. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Национальное самосознание.Отношения между нациями. Этнические группы. Межнациональные Научатся: характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Получат возможность научиться: анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, для человека. Научатся: давать определение понятий: нация. этнос, племя, народность. Получат Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Работа с текстом учебника «Проверим себя» $14 Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства Работа с текстом учебника «В классе и дома» Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия $15, задания и вопросы к параграфу личность 18 Человек познаёт мир отношения. Отношение к историческому прошлому, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Россия многонациональное государство. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. возможность научиться: анализировать конкретные межнациональные конфликты. Научатся: характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. «этнос», «нация», «национальность». Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $16, Подготовк ак итоговому тестирован ию 19 Человек и его деятельность 20 Потребности человека Научатся: выполнять проблемные задания. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и Научатся: уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Письменная работа (тест). Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников $13-16 определен ия Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни обще- $17 21 На пути к жизненному успеху экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. развитии общества.. Получат возможность научиться: решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им ства. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Научатся: называть функции экономической системы. Получат возможность научиться: выполнять проблемные задания. . Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно исполь- Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «рыночная экономика», «командная экономика», «традиционная экономика». $18, задания 22 Практикум Собственность, право собственности, защита прав собственности. Научатся: перечислять формы собственности. Получат возможность научиться: называть способы защиты прав собственности. зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. нормам. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «собственность». . $19, вопросы и задания соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 23 25 Человек среди Рынок. Рыночный людей (6 часов) механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни $20 Человек в группе Научатся: объяснять условия функционирования рыночной экономики. Получат возможность научиться: называть основные функции цены. Общение Производство, товары и услуги, факторы Научатся: объяснять, какие Познавательные: используют знаково- Осознают свою этническую при- Работа с текстом учебника «В классе и $21 производства. Разделение труда и специализация 26 факторы влияют на производство. Получат возможность научиться: решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни . Научатся: давать Предпринимательство, Конфликты в определение межличностных Цели фирмы, ее основные понятиям: прибыль, отношениях организационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйств. менеджер, риск, бизнесмен.. Получат возможность научиться: высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. надлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. дома» Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» Описывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства. $22 27 Практикум Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет российской Федерации. Бюджет государства и семьи. Налоги: система налогов, функции налоговые системы разных эпох.Налоги, уплачиваемые гражданами. рисках малого бизнеса. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Научатся: называть способы воздействия государства на экономику. Получат возможность научиться анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами . Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет. $23, вопросы и задания действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия 28 Нравственные основы жизни (6 часов) Человек славен добрыми делами Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные программы Научатся: объяснять сущность бюджета. Получат возможность научиться: уметь составлять личный или семейный бюджет. Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $24 29 Потребление. Семейное Учимся побеждать страх потребление. Семейный Научатся: объяснять понятия: потребление, семейное потребление. Получат возможность научиться: объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских доходов. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» $25 Практикум Научатся: объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения. Получат возможность научиться: работать с материалами СМИ. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково- Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо- Работа с текстом учебника «В классе и дома» $26 бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. 30 Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые граждана: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Банковская система России. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества 3132 Защита проектов Безработица, причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Научатся: называть Познавательные: меры государства для используют знаковорешения проблемы символические безработицы. средства, в том числе Получат мо возможность дели и схемы для научиться: работать решения со статистическими познавательных материалами. задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров ральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. Проявляют доброжелательност ь и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им Работа с текстом учебника «В классе и дома» $27 в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 33 ПОУ Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Научатся: объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны. Получат возможность научиться: анализировать материалы СМИ по теме урока. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» $28, подготови ться к тесту. 34 Итоговый урок Зачетное занятие. Научатся: выполнять проблемные задания. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том Понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности Систематизировать и обобщить изученный материал числе во внутреннем плане. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)