Программа работы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
№ 59
Е.А./
2021 г.

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ Российская гимназия № 59
Протокол №
от <<Лд »
■Mll-.t' 2021 г.

ПРОГРАММА
по выявлению, развитию и поддержке
способностей и талантов обучающихся
МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ

Улан-Удэ, 2021 г.

Паспорт программы
Наименование
образовательной
организации
Наименование
программы по работе с
одаренными детьми
Разработчики
программы
Исполнители
программы
Цель программы

Задачи программы

Приоритетные
направления
программы/аннотация
программы
Этапы и сроки
реализации программы
Ожидаемые результаты
реализации программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ
Программа по выявлению, развитию
способностей и талантов обучающихся

и

поддержке

Заместители директора по УВР
Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся,
родительская общественность
Создать условия для выявления, развития и поддержки
способностей и талантов обучающихся, их самореализации,
профессионального самоопределения
Выявление способностей и талантов обучающихся, создание
условий для развития способностей и талантов.
Разработка научно-методического обеспечения диагностики,
обучения и развития талантливых детей.
Создание базы данных в рамках Программы.
Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.
Развитие дополнительного образования, удовлетворяющего
потребности, интересы детей и социума.
Подготовка и повышение квалификации педагогических
кадров.
Создание условий для оптимального развития детей с
высоким творческим потенциалом, привлечение их к научноисследовательской деятельности
2021-2022 гг. - 1 этап: организационно-диагностический
2022-2023 гг. - 2 этап: внедренческий
2023-2024 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический
Увеличение числа талантливых детей, адекватно проявляющих
свои интеллектуальные или иные способности.
Повышение качества образования и воспитания школьников.
Положительная динамика доли участников и призеров
конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований различного
уровня.
Создание
благоприятных
условий,
обеспечивающих
формирование и развитие личности, важнейшими качествами
которой станут инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей
жизни.
Создание
творческого
педагогического
коллектива,
участвующего в планировании и разработке программ,
апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих
развитие профессиональных педагогических компетенций.

Содержание программы
№
п/п
1

Наименование раздела программы

Стр.

Раздел I. Пояснительная записка

3

2

Раздел II. Цель и задачи программы

8

3

Раздел III. Обучение и развитие одарённых детей

10

4

Раздел IV. Основные формы работы и поддержки одарённых детей

12

5

Раздел V. Работа с родителями

12

6

Раздел VI. Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

13

7

Раздел VII. Список литературы

17

2

Раздел I. Пояснительная записка
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее
десятилетие, направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и
развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим
неординарные способности. Создание условий, обеспечивающих раннее выявление,
обучение и воспитание талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей,
составляет одно из перспективныхнаправлений развития системы образования.
Программа по выявлению, развитию и поддержке способностей и талантов
обучающихся (далее – Программа) разработана с учетом особенностей современной системы
образования, в соответствии с программой развития МБОУ Российская гимназия № 59 г.
Улан-Удэ (далее – гимназия) и является основой для работы с такими детьми. Она
направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности каждого ребенка и помощь талантливым детям,обучающимся в гимназии.
Основания для разработки Программы:
 Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России";
 Программа развития МБОУ Российская гимназия № 59;
 Устав МБОУ Российская гимназия № 59.
В начале 2018-2019 учебного года (подготовительный этап) с целью выявления
способных и талантливых детей, их самореализации и профессионального самоопределения,
педагогами и педагогом-психологом гимназии проведено тестирование и диагностическое
исследование. По результатам диагностического исследования проведена следующая работа:
- составлен списочный состав способных и талантливых обучающихся по их
способностям и интересам;
- разработана база данных способных италантливых обучающихся;
- проведён мониторинг результативности работы с данными обучающимися.
В гимназии проводятся предметные олимпиады для учащихся младшего и среднего
звена. Старшеклассники активно вовлекаются в научно – проектную деятельность,
принимают участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах муниципального,
регионального и федерального уровней, выставках, спортивных соревнованиях.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей
являются гарантом реализации программы.
Общая характеристика одарённости
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это результат
сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
По своей природной сути большинство детей талантливы, но не все из них об этом
знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не
всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе
не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту
тех требований, которые к нему предъявляются.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи.
Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности Дж.
Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэрролла и
Б. Блума была разработана методика обучения способных и талантливых детей.
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи Матюшкин А.М.,
Шумакова Н.Б.,Чистякова Г.Д., Менчинская Н.А., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.
3

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в томили ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
 интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития
(ребенок поражает своими рассуждениями, отличается наблюдательностью, прекрасной
памятью, разносторонней любознательностью);
 академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами
(ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области
знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих
сверстников);
 творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать,
придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи (ребенок находит
новые решения, получает оригинальные результаты, отличается изобретательностью,
независимостью, гибкостьюмышления, высоким уровнем развития воображения);
 художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия
– высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского
мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности (художественно
одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей);
 социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях
(ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со
сверстниками и взрослыми, хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в
контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором);
 психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого
тела (ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности,
ловкости движений, двигательной координации, физически развит, хорошо владеет телом,
показывает высокий уровень основных двигательных навыков).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет
целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с
одаренными детьми.
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области
одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность
Модель одаренного ребенка:
 личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
 личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,
осуществлять
проектную деятельность, проводить исследования;
 личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
 личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими
ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право
насвободу выбора, самовыражения;
 личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных
образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся
4

интересов и индивидуальных возможностей.
Актуальность разработки Программы
В свете Концепции модернизации образования актуален вопрос поиска путей
повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста
интеллектуального уровня детей и молодежи, которые в дальнейшем станут носителями
ведущих идей общественного процесса.
Сегодня школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает
своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень
полученного имобразования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в
разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий
стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно
искать возможности решения данной проблемы, используя весь арсенал системы основного
общего и среднего общего и дополнительного образования (развитие проектной и
исследовательской деятельности, организация предпрофильной подготовки учащихся,
кружковая работа).
Данная Программа соответствует целям реформирования образования в России,
идеалам его гуманизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала
детей, обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций
к познанию и самовоспитанию. При этом в школе возникает особая форма организации
обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы
образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы
развивающего вариативного образования для способных италантливых детей.
Концепция Программы
Работа со способными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива
гимназии. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться
уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться
самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна
служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития
одаренного ребенка.
Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной
образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования
всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.
Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на освоение
современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников,
различному уровню содержания образования, условиям развития гимназии в целом, в
процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала
участников образовательного процесса.
Основные направления Программы
1. Нормативно-правовое.
Обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и
социальную поддержку одаренных детей.
2. Диагностическое.
Проведение диагностики способных и талантливых детей, формирование пакета
диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных. Без
информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях
одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы образования и воспитания.
За историю развития тестологии (науки о психодиагностике) специалистами
5

разработано огромное количество методик детской одаренности.
К числу наиболее значимых относятся:
- диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;
- диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.
Принципы организации диагностики:
 принцип долговременности;
 принцип использования тренинговых методов и заданий;
 принцип комплексного оценивания;
 принцип участия различных специалистов.
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).
2. Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации,
полученной на этапепоиска).
3. Этап самостоятельной оценки.
4. Этап заключительного отбора.
Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и
родителями и их применение в практической деятельности – основное направление работы с
способных и талантливых детьми.
3. Научно-методическое.
Внедрение в образовательный
процесс технологий
здоровьесбережения,
информационно- коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного
обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого
школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
Включает информационную и научно-методическую помощь, создаёт условия для отработки
и применения новых педагогических технологий. Осуществляет апробацию научных,
психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих
успешно осуществлять образовательную деятельность. Создаёт банк образовательных
программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.
4. Психолого-педагогическое.
Включает в себя практическую диагностико-прогностическую и психологическую
деятельность.
5. Кадровое направление.
Повышение квалификации педагогов на разных уровнях; организация постоянно
действующего семинара для педагогических работников.
Принципы, заложенные в основу Программы:
1. Принцип ориентации на дифференциацию процесса обучения, обновление
методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это
выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения
учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ,
технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.
2. Принцип целостности образования – единство процессов развития, обучения,
воспитанияобучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.
3. Принцип индивидуализации – подразумевает всесторонний и всеобъемлющий
учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе
индивидуальных программ развития и обучения.
4. Принцип вариативности – предполагает гибкое сочетание обязательных
базовых и профильных предметов, курсов по выбору, позволяющих учащемуся раскрыть и
развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня
развития.
5. Принцип развивающего обучения – опирается на зону ближайшего развития
ребенка испособствует ускорению развития.
6

6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование
эффективныхобразовательных технологий, внедрение в практику инноваций.
Приоритетные направления:
 реализация государственной и региональной политики в сфере образования;
 сохранение и укрепление здоровья учащихся;
 обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется
способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на
социальный опыт;
 создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного
образования с учётом образовательных потребностей.
Принципы реализации Программы:
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей,
содержания и методов обучения способных и талантливых детей. Данный принцип
предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое
сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие
базовых компонентов социокультурных компетенций.
2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и
обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность
образовательной системы для способных италантливых детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию,
самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного
образования и развития одаренного ребенка.
4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и
организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки способных
италантливых детей.
Кадровое обеспечение
Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных
детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является
необходимым условием претворения в жизнь Программы.
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих со способными и
талантливыми детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих
компонентов:
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом
активного усвоения психологии и педагогики одарённости;
- профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень
развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;
- стремление к личностному росту.
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать
становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной
квалификации:
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального
мастерства;
-формирование
комплексного
подхода
(психолого-педагогического
и
профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов.
Участники реализации Программы
Руководители: администрация гимназии.
Творческая группа: педагоги, педагог-психолог, библиотекарь.
7

Участники: обучающиеся и родители.
Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными обучающимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

элективные курсы;

работа по индивидуальным планам;

проектная и исследовательская деятельность;

участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.
Раздел II. Цель и задачи программы «Одарённые дети»
Цель: создать условия для выявления, развития и поддержки способностей и талантов
обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения.
Задачи:
 изучение природы детской одаренности;
 выявление и отбор способных и талантливых детей, создание условий для развития
творческого потенциала личности таких школьников;
 разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития
способных и талантливых детей;
 создание базы данных в рамках Программы;
 внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
 подготовка и повышение квалификации кадров по выявлению, развитию и
поддержке способностей и талантов обучающихся.
Стратегия работы по выявлению, развитию и поддержке способностей и
талантов обучающихся
I этап: аналитический – выявление способных и талантливых детей, активизация
урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие
познавательных способностей обучающихся.
II этап: диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и
внеклассную. Содержание работы с способными и талантливыми обучающимися
определяется в рамках каждой учебнойдисциплины.
III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся –
создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как
способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного
информационного и коммуникационного пространства.
Механизм реализации Программы
Профессионализм и ответственность педагогического коллектива являются гарантом
реализации Программы.
Выполнение мероприятий по реализации Программы планируется осуществлять в
рамках годовых и перспективных планов Программы.
Для организации работы по выполнению этапов реализации Программы, проведения
планируемых мероприятий и оценки их эффективности, приказом директора гимназии
создана творческая группа по работе с одарёнными детьми.
Направления работы по реализации Программы
 разработка учебных программ, контрольного, тестового материала для одаренных
8

обучающихся;
 диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
созданиеблагоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
 развитие творческих способностей обучающихся;
 поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности обучающихся;
организацияметодической работы с учителями по реализации данной программы.
Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности,
информативности.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
интеллектуальных способностей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителямипредметниками.
6. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.
Методическая работа
1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ №273-ФЗ «Об
образовании вРоссийской Федерации»).
2. Формирование нормативно-правовой базы, направленной на социальную защиту и
поддержкуодаренных детей.
3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение
учебно-методической литературой.
4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников, классных
руководителей и педагога - психолога.
5. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.
6. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей
способных и талантливых детей.
7. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад,
конкурсов,соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- повышение степени сложности практических заданий;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- введение широкого круга разнообразных по тематике факультативов, элективных
курсов, дополнительных кружков.
Создание благоприятных условий для реализации личностного роста одаренных
детей
1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие
способностей ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
2. Подготовка кадров.
3. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на
творческую самореализацию и самодостаточность.
4. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими
9

области умственной и творческой деятельности.
5. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи
обучающимся в подборе необходимой литературы.
6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых
обучающихся.
7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам,
соревнованиям, фестивалям.
8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в
результатах самостоятельной работы.
Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности
детей
1. Создание в школе постоянно действующих стендов, посвященных победителям и
призерамолимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Выносить на публичное слушание поощрение успехов обучающихся (линейки,
молнии-объявления и т.д.).
3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании детей на родительских и школьных
собраниях.
Раздел III. Обучение и развитие способных и талантливых детей
Первый уровень (I - IV классы) – при обучении и развитии одаренных детей в
начальной школеважную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных,
технического творчества, конкурсы, интеллектуальные игры и др.) Вводятся элементы
обучения по индивидуальным программам.
Второй уровень (V - IX классы) – расширяется тематика кружков и секций, проводятся
факультативы, значительную роль играет обучение по индивидуальным программам.
Создаются классы предпрофильной подготовки.
Третий уровень (X – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в
сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы
с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Это период первоначального
профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.
Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение
школьными программами по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в
развитии.
Педагогические технологии
I. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как
базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно
реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт,
решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной
активности учащихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой
комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Алгоритм решения проблемной
задачи включает четыре этапа:
-осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение
разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
-формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
-доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос
или задание;
-общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и
выявляются новыестороны познавательного объекта или явления.
10

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих
проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет
школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в
процессе ученических исследований.
2. Методика обучения в малых группах. Данная методика наиболее эффективно
применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том,
что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7
человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который
она может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении
вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают
дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые
группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре
необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и
разнообразной работе.
3. Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит
творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой
деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в
качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что
проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит,
позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует
познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от
результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Педагогическое управление проектами
№
Функции
Деятельность учителя
п/п
педагогического
управления
1. ИнформационноНа основе опросов, наблюдений и изучения продуктов
аналитическая
деятельности школьников формирует банк данных о
познавательных интересах обучающихся, их достижениях в
процессе учебы, уровне учебных возможностей.
2. МотивационноСовместно с обучающимися определяет цели проектной
целевая
деятельности, актуальность темы проекта, побуждает
школьников к работе по его созданию.
3. ПлановоСовместно с обучающимися планирует пути и способы
прогностическая
достижения цели, составляет план и график работы над
проектом
4. ОрганизационноОрганизует исполнение намеченного плана в соответствии с
исполнительская
графиком работы, консультирует обучающихся, поддерживает
интерес к поисковой деятельности.
5 КонтрольноОсуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и
диагностическая
анализ результатов их поисковой работы.
6. РегулятивноКорректирует деятельность обучающихся, регламентирует их
коррекционная
работу, обучает приемам самоуправления, проводит
рефлексию
4. Элективные курсы. Элективные курсы - система учебных занятий, содержание
которых позволяет обучающимся выполнить свои исследовательские проекты, углубленно
изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их
областях знаний. Основу содержания элективного курса составляют темы, которые не
рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения, требуют активной
работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения
11

работать с устным источником информации.
Контроль выполнения Программы
1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и
отслеживаниярезультатов работы со способными и талантливыми детьми.
2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся.
3. Проведение школьных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей,
творческих выставок.
Раздел IV. Основные формы работы и поддержки талантливых детей
Цели и задачи:
 выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются талантливый
ребенок;
 разработка эффективных форм помощи талантливым детям;
 оказание социальной помощи талантливым детям;
 использование стимулирующих факторов для талантливых детей (на уровне
гимназии, города).
Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)
 организация факультативных занятий в гимназии; работа с одаренными детьми в
условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностноориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке); проектная
деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
 участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях,
творческих выставках;
 поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях;
 проведение психологических тренингов (интеллектуальных, личностного роста, по
развитию креативности);
 психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
 консультации для детей и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
Ожидаемые конечные результаты при реализации Программы
 увеличение количества талантливых детей, адекватно проявляющих свои
интеллектуальные способности;
 повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
 повышение качества образования школьников;
 положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
 повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса, имеющих отношение к работе с талантливыми детьми;
 создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и
развитиеличности.
Раздел V. Работа с родителями
Работа с талантливыми детьми в гимназии без тесного контакта с родителями
невозможна ималоэффективна. Практическая работа может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи
при обучении и воспитании детей.
2. Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития талантливых
детей.
12

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Организация обучения детей в системе дополнительного образования.
При организации работы с одаренными детьми следует: учитывать характер семейных
отношений и развитие эмоционально–волевых качеств; создавать условия для освоения
родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции»; оказывать
помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Средний и старший возраст
является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования
интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения. Задача учителя разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению,
оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и
талантливых детей.
Раздел VI. Мероприятия по реализации Программы
№
Содержание деятельности
Ответственные
Сроки
п/п
исполнители
исполнения
I. Организационное и функциональное обеспечение программы
1 Подготовительный этап:
Заместитель
2021-2022 уч.г.
директора по УВР
 Обсуждение программы
 Внесение предложений по корректировке
2 Разработка и корректировка плана работы по
Заместитель
выявлению, развитию и поддержке
директорапо УВР
способностей и талантов обучающихся
3 Разработка положения о работе с талантливыми
Заместитель
2021 г.
детьми.
директора по УВР
4 Приказ о создании творческой группы по
Директор
Сентябрь 2021г
работе с талантливыми детьми.
5
Подготовка диагностических материалов
Психолог
2021-2022 уч.г.
(анкеты для родителей, тесты для обучающихся,
(подготовительный
карты наблюдений и др.). Изучение интересов и
этап)
склонностей обучающихся: уточнение
критериев всех видов одарённости.
6
Выявление талантливых детей. Составление Зам. директора
2021-2022 уч.г.
базы данных.
по УВР,психолог (подготовительный
этап)
7
Методическая помощь в организации
Администрация,
Ежегодно
работы с одарёнными детьми.
методические
Консультации:
объединения
по вопросам планирования;разработке
программ;
по внедрению технологий в УВР; по
методике работы с творческими детьми.
8
Координация действий учителей,
Зам. директора
Ежегодно
работающих с одаренными обучающимися.
по УВР
9
Комплектование школьной библиотеки
Зав. библиотекой
Ежегодно
учебно-методической, научнометодической, психолого-педагогической
литературой.
10
Оснащение кабинетов
Директор
Ежегодно
11.
Организация и проведение семинаров по
Зам. директора по
Ежегодно
проблемам работы с одарёнными детьми (по
УВР, учителяотдельному плану).
предметники
13

12. Обеспечение условий для систематического
Директор,
повышения педагогического мастерства
учителя учителейчерез обучающие семинары, курсы
предметники
повышения квалификации.
II. Организация учебного процесса по реализации программы
1. Внедрение в образовательный процесс
Зам. директора
педагогических технологий:
по УВР, учителя
- здоровьесбережения;
- информационно-коммуникационных
технологий;
- индивидуального и дифференцированного
обучения;
- проблемно-деятельностного подхода;
- проектно-исследовательскойдеятельности.
2.
Организация работы по развитию
Зам. директора
творческих способностей обучающихся
по ВР,учителя(внеурочная деятельность).
предметники
3.
Включение в уроки нестандартных заданий,
Учителяспособствующих развитию логического
предметники
мышления и творческого воображения
обучающихся.
4.
Организация профориентационной работы
Заместитель
в условиях предпрофильнойподготовки.
директорапо ВР,
учителяпредметники
5.
Проведение школьных предметныхдекад.
Заместитель
директорапо УВР,
учителяпредметники
6.
Проведение школьных олимпиад для
Заместитель
обучающихся 4 – 11 классов
директорапо УВР,
учителяпредметники
7. Участие в дистанционных мероприятиях
Учителяобучающихся 2-11х классов (онлайнпредметники
олимпиады, конкурсы, дистанционные
олимпиады).
8.
Участие обучающихся 5 -11 классов в
Зам. директора
муниципальных, региональных и
поУВР,
всероссийских предметных олимпиадах.
учителяпредметники
9.
Выпуск информационного вестника
Зам. директора по
«Победители школьной олимпиады!» о
ВР, библиотекарь
результатах участия одаренных детей.
10. Награждение победителей и призеров
Администрация
олимпиад.
11.
Организация и проведение школьных
Зам. директора
конкурсов сочинений, проектов, творческих и
по УВР и ВР,
исследовательских работ, выставок рисунков,
учителяфестивалей.
предметники
12. Участие в Международных олимпиадах,
Учителяконкурсах, проектах.
предметники

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно
Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно

Ежегодно
14

Создание условий для реализации
Администрация
проектно-исследовательской деятельности в школы
учебно-воспитательном процессе.
14.
Выпуск информационного вестника о
Зам. директора
результатах участия детей в конкурсе,
по ВР,
сочинений, проектов, творческих и
библиотекарь
исследовательских работ, рисунков,
фестивалей.
15.
Организация работы по развитию
Педагогмышления, специальных способностей
психолог, учителяодаренных детей на основе индивидуальных предметники
программ, являющихся средством коррекции
развития.
16.
Отслеживание профинтересов и
Зам. директора
предпочтений обучающихся 9-11 классов.
поУВР,
Диагностика обучающихся по
Зам. директора
профориентации. Проведение совещания по ВР,психолог,
по результатам диагностирования.
учителя.
III. Организация воспитательной работы по реализации программы
1.
Организация кружковой работы
Администрация,
(дополнительное образование).
зам. директора по
ВР
2.
Осенний легкоатлетический кросс.
Учителя
Деньздоровья (2-11 классы).
физкультуры,
классные
руководители
3.
Марафон по профилактике наркомании
Зам. директора по
и
ВР
СПИДА - «Скажи наркотикам НЕТ».
4.
Фестиваль военно-патриотической
Зам. директора по
песни.
ВР
5.
День здоровья.
Зам.директора по
ВР,
учителя
физкультуры
6.
Подготовка и систематизация
Заместитель
материалов в помощь классным
директорапо ВР
руководителям,
работающим с одаренными детьми.
7.
Организация творческих отчетов о
Заместитель
деятельности кружков по интересам. директора
по ВР
8.
Проведение родительских собраний (по
Зам. директора по
плану).
ВР, классные
руководители
IV. Учитель в системе реализации программы
1. Создание условий для систематического
Администрация
повышения мастерства учителей.
2. Организация изучения научноЗаведующий
популярной, психолого-педагогической
библиотекой,
литературы по работе с ОД.
педагог-психолог
13.

Постоянно
Ежегодно

В течение
2018- 2023 гг.

Ежегодно

Ежегодно
Ежегодно

Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно

Постоянно

Ежегодно
Ежегодно

Постоянно
Ежегодно

15

Организация педагогических и
Педагог-психолог
Постоянно
психологических консультаций для
учителей.
V. Методическое обеспечение программы
1.
Разработка методических
Зам. директора по УВР
Ежегодно
рекомендаций
3. Оказание методической помощи в
Зам. директора по
Постоянно
создании индивидуальных программ
УВР
учителям
4. Организация курсовой подготовки
Администрация
Постоянно
педагогических работников по проблеме
одаренности.
5. Сбор и систематизация материалов по
библиотекарь
Постоянно
работе с одарёнными детьми.
6. Обобщение опыта учителей-предметников
Руководители МО
2023-2024 гг.
VI. Социально – психологическое сопровождение одаренных детей
1.
Организация серии тренинговых
Педагог – психолог
Ежегодно
занятийдля одаренных детей:
- «Развитие познавательных
процессов инавыков общения»;
- «Развитие учебной мотивации,
нравственных качеств, самооценки»;
- «Я учусь учиться»;
-«Развитие исследовательской и
творческой мотивации».
2.
Организация методической помощи,
Педагог – психолог
Постоянно
индивидуального консультирования детей.
VII. Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы
1.
Организация консультаций для
Администрация
Постоянно
родителей с психологом, учителями.
2.
Информирование родителей по
Классные руководители
Постоянно
результатам достижений обучающимися
определенного уровня образования,
развития творческих способностей.
3.
Привлечение родителей к подготовке
Заместителидиректора,
Постоянно
школьных мероприятий различного
классные руководители
направления.
4. Круглый стол для родителей
Зам. директора по ВР
Декабрь 2021 г
«Возможности семьи в развитии детской
одаренности».
VIII. Материально – техническое обеспечение программы
1.
Оснащение кабинетов необходимым
Администрация
Ежегодно
оборудованием. Приобретение
оборудования и технических материалов
для успешной реализации программы
IХ. Ресурсное обеспечение программы
3.

16

Оформление подписки на журналы,
Директор, заведующий
научно-методические пособия,
библиотекой
необходимые для работы. Комплектование
школьной библиотеки учебнометодической, научно- методической,
психолого-педагогической литературой по
данному направлению.
Х. Итоги реализации программы
1. Подготовка отчетов о работе содаренными
Учителя, педагогдетьми.
психолог, классные
руководители
2.
Обобщение и систематизация
Руководитель
результатов работы над программой
творческой группы,
психолог, учителяпредметники
1

Ежегодно

Ежегодно (май)
2023-2024 гг.

Раздел VII. Список литературы
Используемая литература при разработке программы
1.
Апарина О.Ю. Комплексная программа выявления творческих и
интеллектуальных способностей детей / О. Ю. Апарина // Доп. образование и воспитание. 2012 - № 7.
2.
Баграмянц М. О некоторых аспектах создания развивающей среды для
одаренных детей //
Прикладная психология и психоанализ. – 2004 – № 2.
3.
Бондарчук М. М., Ковылина Н. В. Биология. Дополнительные материалы к
урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007.
4.
Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и
практика. Психологический журнал. -1995.- № 4.
5.
Виноградова П.Ю. Из опыта реализации программы "Внимание: одаренный
ребенок!" / П. Ю.Виноградова // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2012 - № 2.
6.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. Книга.Для учителя. М., Просвещение, 2000.
7.
Комарова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных
школьников. –М.:
Красико-Принт, 2008.
8.
Концепция творческой одарённости. Московская психологическая школа:
История и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004.
9.
Кореневская А. А. Особенности социально-психологического сопровождения
одаренныхподростков // Одаренный ребенок. - 2008 - №3.
10.
Николаева, Л.И. Развитие творческой одаренности и научно-исследовательская
деятельность /Л. И. Николаева // Образование в соврем. шк. - 2012 - № 9.
11.
Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей //
Педагогика.- 2003- № 6.
12.
Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными
детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. ‐ Волгоград: Учитель, 2008.
13.
Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и
подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В.
Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Академия, 2000.
14.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное
образование, 2010.
15.
Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного
обучения» ‐ М; 2000.
17

Симанчев Р. Ю., Детская одаренность как социальное явление // Детское
творчество. - 2008. - № 2.
17.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в
адаптивной школе. – М.: «Педагогический поиск», 2009.
16.

Рекомендуемая литература для обучающихся
1.
Агапова И., Давыдова М. Занимательные литературные игры и викторины для
детей. - М., 2014.
2.
Антипова Л., Корнеева Н. Проекты как способ организации детской жизни
Ханты-Мансийск. ГУИПП «Полиграфист», 2009.
3.
Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” Журнал “Семья и школа” № 6, 2010.
4.
Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 2010.
5.
О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии.- 2003N 4.
6.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная
педагогическая академия, 2012.
Рекомендуемая литература для родителей
1.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция
одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, - М., 2010 г.
2.
Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. - М., Прогресс, 2004.
3.
Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. - М., Знание, 2012.
4.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., Педагогика, 2007.
5.
Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. -Харьков 2006.
6.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2007.
7.
Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка /
Е. В. Марченко//Одар. ребенок. - 2010 - № 6.
8.
Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита
внимания:двойная исключительность. – М.: Сфера, 2010.
9.
Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Н.В. Шумаковой. – М.:
Просвещение, 2006.
10.
Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей». - М., 2012.
Седов А. Биология одаренности / А. Седов, А. Пентин // Лицейское и гимназическое
образование.-2002- N 2.
11.
Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети». - М., 2010.
12.
Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие
одаренности удетей/Вопросы психологии. - М., 2004 - №2.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».