Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Российская гимназия №59 _____________/Е.А.Бугдашкина Приказ № ______ «___» _________20__ г. Протокол № ___ от «___» ________ 20__г. Рабочая программа по русскому родному языку Количество часов: 70 часов (2 часа в неделю) Класс: 8 Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной категории Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766); 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59 8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская гимназия №59; 9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания исоциализации обучающихся МБОУ Российская гимназия № 59. Данная рабочая программа по литературе для 8 классасоставлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Ф.Чертова( 2011 год) При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: -полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение); -частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение). В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие. Цели и задачи предмета, его специфика Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: освоение стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – художественный мир литературного произведения, литературные жанры. Преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жарах. Произведения анализируются с учетомм их жанровой специфики. Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских навыков. Общая характеристика предмета В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения (писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учётом их жанровой специфики (соотношения с жанровой традицией, влияния других жанров). Восьмиклассники обогащают свои представления о жанре жития. В процессе изучения произведений русской литературы XVIII века формируются начальные представления о литературном направлении (классицизм, сентиментализм), рассматриваются отдельные черты направления и стиля в литературном произведении. Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 70 часов (35 учебных недель). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 8 классе — 68 часов, периодичность проведения – 2 часа в неделю. Виды деятельности: Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических и драматических произведений; Чтение по ролям фрагментов драматических произведений; Внеклассное чтение произведений одного жанра; Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними, определение основного принципа построения системы образов. Планируемы результаты изучения предмета «Литература» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школепроявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Содержание предмета ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) чтение Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических. драматических произведении. Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений. Чтение по ролям фрагментов драматических произведений. Внеклассное чтение произведений одного жанра. б) анализ Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними, определение основного принципа построения системы образов. Общая характеристика системы образов произведен предметною мира, природных образов, образа события, образа социальной группы. Различение эпических, лирических, драматических, лироэпических и лирикодраматических произведений. Определение жанра произведения и жанровой разновидности. Сопоставление литературных произведений определенного жанра (комедия) с жанровым каноном. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения. Общая характеристика художественного мира литературного произведения и соотнесение его с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, peализмом). Анализ предметного мира литературного произведении образа предмета и его художественной функции в произведении. Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, повести) в литературном произведении. Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении. Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением в) развитие устной и письменной речи Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в произведении. Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира произведения. Сочинение об образе социальной группы в произведении. Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его соотношении с жанровым каноном Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении. Сочинение о смысле заглавия в литературном произведении Сочинение-эссе по нравственным проблемам, поднятым в произведении. Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определенного жанра. Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения. Стилизация в жанре оды (послания, эпиграммы). ТЕРМИНЫ: Фольклор и литература. Литература духовная и светская. Древнерусская литература. Духовная поэзия. Литератypa Просвещения. Художественная форма и художественное содержание. Тематика, проблематика, идейное содержание. Жанры духовной литературы (проповедь, житие, притча, новелла) Литературный род (эпос, лирика, драма). Жанр Канон Эпические жанры (роман, повесть, рассказ, новелла). Лирические жанры (лирическое стихотворение, послание, эпиграмма). Драматические жанры (трагедия, комедия, драма). Лироэпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира). Художественный мир. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет). Фигуры (сравнение, антитеза. повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос). Композиция. Эпиграф. Психологизм. Трагическое и комическое. Идеал. Стилизация. Пародия (бурлеска, травестия). Ритм, рифма. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Белый стих. Художественный мир литературного произведения Древнерусская литература «Житие Сергия Радонежского» Духовная традиция в русской поэзии. М.В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве», Г.Р. Державин «Бог», А.С. Хомяков «Воскрешение Лазаря», А.К. Толстой «Благовест», К.Р. «Молитва» Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Пушкин «капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Мцыри» Н.В. Гоголь «Ревизор» Сны в художественной литературе: В.Г. Бенедиктов «Сон», И.А. Гончаров «Сон Обломова», Ф.М. Достоевский «Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и наказание»), Д.С. Мережковский «Сон» А.Н. Островский «Снегурочка» Л.Н. Толстой «После бала» Предметный мир литературного произведения: Г.Р. Державин «Приглашение к обеду», А.А. Бестужев-Марлинский «Часы и зеркало», Н.В. Гоголь «Старосветские помещики», И.С. Шмелев «Лето Господне» (фрагменты) М. Горький «Челкаш» А.А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», «Россия», «Русь» М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Иван Васильевич» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», Кто стрелял?», «Смерть и воин». Тема Великой Отечественной войны в русской литературе: А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д.С. Самойлов «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Хотят ли русский войны», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя», ВЛ. Кондратьев «Сашка» А.И. Солженицын «Матренин двор» Э.Хемингуей «Старик и море» Форма сонета в мировой литературе: Данте Алигьери «В своих очах она хранит…», Ф.Петрарка «Промчались дни мои быстрее лани», У.Шекспир «Не соревнуюсь я с творцами од», «Седины ваши зеркало покажет», «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…», А.С. Пушкин «Сонет», Ш.Бодлер «Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный», П.Верлен «О, жизнь без суеты! Высокое призванье», В.Я.Брюсов «Сонет к форме», И.Ф. Анненский «венок сонетов» Литературные жанры в зеркале пародии: В.А. Жуковский «Война мышей и лягушек» (фрагменты), Козьма Прутков «Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская песнь», Д.Д. Минаев «Поэт понимает, как плачут цветы..», А.П. Чехов «Летающие острова». Тематическое планирование. № п/п Разделы программы Количество 1. Художественный мир литературного произведения 1 2. Древнерусская литература. 4 3. Зарубежная литература 17 века. 3 4. Русская литература 18 века. 3 5. Русская литература 19 века. 25 6. Русская литература 20 века. 23 7. Зарубежная литература 20 века. 9 Итого 68 часов Основные направления воспитательной деятельности формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,милосердия и дружелюбия) приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе: Примерная программа по русскому языку для основной школы Учебник «Уроки литературы. 8 класс» в двух частях. Авторы: В.Ф. Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова. - М.: Издательство «Просвещение», 2010г. Уроки литературы. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова. - М.: Издательство «Просвещение», 2010г. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.feb-web.ru Календарно-тематическое планирование Номе р урока Тема Тип урок а 1 Художественный мир литературного произведения ОНЗ Элементы содержания Виды контроля Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) Художественный мир литературного произведения (1 час) Понятие о художественной Чтение статьи Знать деление литературы на роды и жанры, форме. Жанр как учебника, жанровую систему (П) относительно устойчивая ответы на умение самостоятельно организовывать форма литературного вопросы собственную деятельность, оценивать ее, творчества. Деление определять сферу своих интересов (М) литературы на роды и совершенствование духовно-нравственных жанры. Понятие о качеств личности, воспитание чувства художественном мире любви к многонациональному Отечеству литературного (Л) Сроки проведе ния 3.09 Приме чание произведения. Понятие о литературном направлении. 2 Житие Сергия Радонежского ОНЗ 3-4 Духовная традиция в русской поэзии ОНЗ Р 5 Стартовая контрольная работа К Древнерусская литература (4 часа) Духовный путь Сергия Чтение Знать определения канона, агиографии, Радонежского. Идейное фрагментов жития. Понимать, что такое житийные содержание произведения. жития, сюжеты, житийный герой. (П) Соответствие образа героя и вопросы умение самостоятельно организовывать его жизненного пути канону учебника собственную деятельность, оценивать ее, житийной литературы. определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. Жанровое и стилевое богатство духовной поэзии. Стартовая контрольная работа Чтение и анализ стихотворени й, работа по вопросам учебника Уметь определять религиозные мотивы в русской поэзии, жанровое и стилевое богатство духовной поэзии (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) Выполнение - овладение всеми видами речевой заданий деятельности (адекватное понимание тестового типа информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных 6.09 10.09 13.09 17.09 источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М)формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) 6-8 9-11 Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» ОНЗ Р ОНЗ Р Зарубежная литература 17 века (3 часа) Своеобразие конфликта. Вопросы Знать понятия драматический род, комедия, Проблематика комедии. учебника, проблематика. Уметь определять Сатирические персонажи анализ проблематику произведения. комедии. Нравственное фрагментов Анализировать образы произведения (П) значение образа господина комедии. умение самостоятельно организовывать Журдена. Особенности собственную деятельность, оценивать ее, времени, пространства и определять сферу своих интересов (М) организации сюжета. уважительное отношения к культурам других народов (Л) Русская литература 18 века (3 часа) Сентиментализм как Чтение и Понимать особенности произведений литературное направление. анализ сентиментализма. Уметь определять Особенности изображения произведения, художественную функцию портрета, человека и мира в вопросы пейзажа в произведении (П) литературе учебника умение понимать проблему, выдвигать сентиментализма. Смысл гипотезу, структурировать материал, названия произведения. подбирать аргументы для подтверждения Система образов собственной позиции (М) персонажей. Роль использование для решения повествователя. познавательных и коммуникативных задач Психологизм. Внимание различных источников информации (Л) автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния 20.09 24.09 27.09 1.10 4.10 8.10 12-18 А.С. Пушкин «Капитанская дочка» ОНЗ Р 19 Практикум. Анализ проблематики литературного произведения. Р/р 20 М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая ОНЗ человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Конфликт истинных и ложных ценностей. Смысл финала повести. Русская литература 19 века (25 часов) Соотношение исторического Чтение Понимать особенности исторического факта и вымысла. фрагментов романа, образа исторического события. Изображение исторических повести, Уметь анализировать образы главных событий и судеб частных вопросы героев. Знать особенности композиции. (П) людей. Тема русского бунта. учебника, умение самостоятельно организовывать Образ Пугачева. Тема анализ собственную деятельность, оценивать ее, милости и справедливости. эпизода определять сферу своих интересов (М) Гринев как геройсовершенствование духовно-нравственных рассказчик; особенности качеств личности, воспитание чувства эволюции характера. Образ любви к многонациональному Отечеству Маши Мироновой. Смысл (Л) названия произведения. Особенности композиции произведения. Роль эпиграфов. Обобщение сведений о Составление Уметь составлять план сочинения, проблематике литературного плана подбирать цитаты (П) произведения. Особенности сочинения, умение работать с разными источниками сочинений на темы подготовка информации, находить ее, анализировать, нравственно-философского тезисов, использовать в самостоятельной характера. подбор цитат. деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) Своеобразие художественного мира Лермонтова Основные Чтение стихотворения , вопросы Уметь анализировать лирическое произведение (П) умение понимать проблему, выдвигать 11.10 15.10 18.10 22.10 25.10 29.10 8.11 12.11 15.11 нива…», «Сон» 21-23 Поэма «Мцыри» ОНЗ Р 24 Промежуточная контрольная работа К образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика. учебника гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) Романтическая поэма. Особенности композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Промежуточная контрольная работа Чтение и анализ фрагментов поэмы, вопросы, записи в тетрадях Уметь анализировать образ героя поэмы, знать особенности композиции, уметь выразительно читать наизусть фрагменты поэмы (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) Выполнение овладение всеми видами речевой заданий деятельности (адекватное понимание тестового типа информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М)формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) 19.11 22.11 26.11 29.11 25-29 Н.В. Гоголь «Ревизор» ОНЗ Р 30-31 Сны в художественной литературе Р/р 32 Практикум. Эпиграф в литературном произведении. Р/р Сюжет комедии. особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации, развязки. Смысл названия и эпиграфа. Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Средства создания характеров героев. Трагическое и комическое в пьесе. Сны и ведения как специфическая форма изображения человека и его внутреннего состояния. Символика снов, пророческие сны и сныпредупреждения в произведениях художественной литературы. Сны как один из способов выражения авторской позиции. Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему произведению или к отдельным главам. Чтение и анализ фрагментов комедии, вопросы учебника, записи в тетрадях Знать определения комедии, гиперболы, гротеска, эпиграфа. Уметь составлять план анализа эпизода драматического произведения. Уметь давать письменную характеристику образу Хлестакова и образов чиновников (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 3.12 6.12 10.12 13.12 17.12 Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Знать определения символика, психологизм, уметь выразительно читать фрагменты произведений (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии) (Л) 20.12 24.12 Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Уметь анализировать эпиграфы к различным произведениям или частям произведений, понимать художественную функцию эпиграфа в литературном произведении (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) 27.12 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) 33-34 А.Н. Островский «Снегурочка» ОНЗ Р 35-36 Л.Н. Толстой «После бала» ОНЗ Р 37 Предметный мир литературного произведения Р/р ФольклорноЧтение и Уметь анализировать образы героев мифологическая основа анализ произведения. (П) сюжета. Жанровое фрагментов умение самостоятельно организовывать своеобразие «весенней драматическог собственную деятельность, оценивать ее, сказки». Образ Снегурочки, о определять сферу своих интересов (М) Леля, Купавы, Мизгиря. произведения. совершенствование духовно-нравственных Тема любви в пьесе. качеств личности, воспитание чувства Лирическое начало в любви к многонациональному Отечеству драматическом (Л) произведении. Символический смысл финала. Особенности сюжета и Чтение и Уметь определять особенности сюжета и композиции рассказа. анализ композиции рассказа, уметь анализировать Прием контраста в рассказе. фрагментов образ рассказчика (П) Двойственность рассказа, умение понимать проблему, выдвигать изображенных событий и вопросы гипотезу, структурировать материал, поступков персонажей. Тема учебника, подбирать аргументы для подтверждения любви в рассказе. Образ работа в собственной позиции (М) героя-рассказчика. Тема тетрадях использование для решения нравственного познавательных и коммуникативных задач самосовершенствования. различных источников информации (Л) Духовная эволюция Ивана Васильевича. Смысл названия. Русская литература 20 века (23 часа) Общая характеристика Чтение статьи, Уметь давать общую характеристику предметного мира записи в предметного мира литературного литературного тетрадях, произведения. Знать определения произведения. Образ задания художественной детали, символа (П) 10.01 14.01 17.01 21.01 24.01 предмета в эпических и лирических произведениях. Предмет как одно из средств создания образа человека. Предмет как символ. учебника. умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) 38-39 М. Горький «Челкаш» ОНЗ Р Черты романтизма и реализма в рассказе. Прием контраста. Роль пейзажа портрета в рассказе. Смысл финала. Авторская позиция и способы ее выражения. Работа по тексту произведения, вопросы, записи в тетрадях Уметь определять черты романтизма и реализма в рассказе, анализировать образ главного героя (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 28.01 31.01 40 А.Блок «Девушка пела в церковном хоре» ОНЗ Художественный мир в поэзии Блока. Основные образы и настроение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре». Чтение стихотворения , вопросы учебника Уметь анализировать произведение лирики (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) 4.02 41 А.Блок «Россия» ОНЗ Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия» Чтение стихотворения , вопросы учебника Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных 7.02 качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) 42-46 М.А. Булгаков «Собачье сердце» ОНЗ Р 47 Практикум. Интерьер в литературном произведении Р/р 48-50 А.Т. Твардовский «Василий Теркин» ОНЗ Р Мифологические и литературные источники сюжета. Нравственнофилософская и социальнаяпроблематика повести. Тема «нового человека». Особенности художественного мира повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Образ профессора Преображенского. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл названия повести. Обобщение сведений об интерьере как изображении закрытого от внешнего мира жилища, внутреннего убранства помещения в эпических и драматических произведениях. Интерьер как место действия, средство создания картины мира и образа персонажа. Чтение и анализ фрагментов повести. Работа по вопросам. Уметь определять особенности художественного мира произведения, уметь анализировать образы главных героев повести. Знать определени фантастики, гротеска (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 11.02 14.02 18.02 21.02 25.02 Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Уметь определять значение интерьера как места действия, средства создания картины мира и образа персонажа (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) 28.02 История создания поэмы. Особенности сюжета. Лирическое и эпическое Чтение и анализ глав поэмы, работа Уметь анализировать образ Василия Теркина как воплощения русского национального характера. Знать 4.03 11.03 14.03 начала в произведении. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Своеобразие языка поэмы. по вопросам учебника. определения поэмы, сюжета, композиции (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) 51 А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д.С. Самойлов «Сороковые» ОНЗ Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений. Чтение стихотворения , вопросы учебника Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) 18.03 52 Е.А. Евтушенко «Хотят ли русские войны», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя" ОНЗ Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений. Чтение стихотворения , вопросы учебника Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) 21.03 53-54 В.Л. Кондратьев «Сашка» ОНЗ Р Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений. Анализ фрагментов повести, записи в тетрадях, работа по вопросам учебника. Уметь анализировать фрагменты повести, давать характеристику главному герою (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству 25.03 4.04 (Л) 55-56 А.И. Солженицын «Матренин двор» ОНЗ Р 57 Внеклассное чтение по рассказам А.И. Солженицына ОНЗ 58-59 Практикум. Сочинение об образе социальной группы. Р/р Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Притчевое начало и традиции житийной литературы. Рассказ А.И. Солженицына «Захар-Калита». Проблематика произведения. Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода Уметь составлять план анализа жанрового своеобразия рассказа (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 8.04 11.04 Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода Уметь давать характеристику сюжету, композиции произведения, давать характеристику главным героям (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 15.04 Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу. Собирательный образ в литературных произведениях. Подготовка развернутого плана сочинения об образах русских солдат или об образах русских крестьян. Уметь составлять развернутый план сочинения (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) 18.04 22.04 Зарубежная литература 20 века (9 часов) 60-61 Э.Хемингуэй «Старик и море» ОНЗ Р Изображение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения. Смысл финала повести. Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода Понимать философскую проблематику произведения, понимать смысл финала повести (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) уважительное отношения к культурам других народов (Л) 25.04 29.04 62 Практикум. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения. Р/р Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые разновидности. Примерный план анализа жанрового своеобразия литературного произведения. Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Уметь составлять план анализа жанрового своеобразия литературного произведения. (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) 6.05 63-64 Форма сонета в мировой литературе ОНЗ Р 13.05 16.05 Итоговая контрольная работа К Чтение и анализ стихотворных произведений, работа по вопросам учебника. Выполнение заданий тестовой работы Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) уважительное отношения к культурам других народов (Л) 65 История сонета как твердой стихотворной формы. разновидности сонета. Универсальное содержание сонета. Строгость композиции, способы рифмовки. Итоговая контрольная работа овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных 20.05 источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М) формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) 66-67 Литературные пародии 68 Итоговый урок ОНЗ Р Пародия к комическое подражание художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности. Обобщение пройденного за курс литературы 8 класса Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Подготовка сообщений Знать определения пародии, бурлеска, травестии. (П)умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 23.05 27.05 Чтение статьи учебника, запись литературных произведений для чтения на лето Уметь делать обобщение о художественных мирах пройденных литературных произведений (П) подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) 30.05