Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Российская гимназия №59 _____________/Е.А.Бугдашкина Приказ № ______ «___» _________20__ г. Протокол № ___ от «___» ________ 20__г. Рабочая программа по литературе Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю) Класс: 9 Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной категории Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766); 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59 8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская гимназия №59; 9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ Российская гимназия № 59. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; -освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; -овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; -развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; -освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; -овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Как часть образовательной области "Филология" учебный предмет "Литература" тесно связан с предметом "Русский язык". Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. Уместно вспомнить здесь известные слова Н. М. Карамзина: "Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить". Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета "Литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Предлагаемая программа литературного образования может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля. В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности. связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности. Отбор литературного материала и определение приёмов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учётом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни. При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: - полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение); -частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение). В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭПОХИ; НАПРАВЛЕНИЯ (Вводный урок) Особенности художественного мира писателя и литературного направления. Литературный процесс. Литературные эпохи. Стадии развития всемирной литературы. Фольклор и литература. Литература светская и литература духовная. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор) Анакреонт. Стихотворение «Сединой виски покрылись, голова вся побелела...». Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный» (фрагменты). Древнегреческая литература, её периодизация. Архаический период. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Басни Эзопа. Лирика Анакреонта. Классический период. Древнегреческий театр. Трагедии Эсхила, Еврипида, Софокла. Мифологические темы и образы в древнегреческой литературе. Особая роль героического и трагического. Господство стихотворной формы. Древнегреческая поэзия в переводах В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича. Теория литературы. Род. Жанр. Канон. Героическое. Трагическое. Эпическая поэма. Развитие речи. Сообщения о древнегреческом театре и о «вечных» образах древнегреческой литературы. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор) Катулл. Стихотворение «И ненавижу, и люблю...». Гораций. Ода «К Мельпомене». Овидий. «Метаморфозы» (фрагменты «Филемон и Бавкида», «Пигмалион»). Марциал. Эпиграммы «Если сограждан...», «И предатель ты...». Периодизация римской литературы. Влияние древнегреческой мифологии и литературы. Римское ораторское искусство. Речи Цицерона. Лирика Катулла. Поэма Вергилия «Энеида». Поэзия Горация, Овидия. Басни Федра. Сатирические произведения Петрония, Ювенала, Апулея. Эпиграммы Марциала. Римская поэзия в русских переводах. Теория литературы. Эпическая поэма. Идиллия. Эпиграмма. Развитие речи. Сообщения о «вечных» образах римской литературы. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ Средние века как особая эпоха в истории мировой литературы. Система ценностей, сформированная под влиянием христианства. Сословный характер и назидательность средневековой литературы. Народная культура (героический эпос, поэзия, народные баллады). Клерикальная литература. Рыцарская, или куртуазная литература (лирические произведения, романы). Городская литература. ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Особая магия чисел. Нравственная проблематика поэмы. Тема поиска истины и идеала. Тема страдания и очищения. Образы Данте и Вергилия. Идеальный образ Беатриче. Смысл названия. Данте и русская литература. Теория литературы. Эпическая поэма. Композиция. Аллегория. Идеал. Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Связь с другими видами искусства. Симфоническая поэма П. И. Чайковского «Франческа да Римини». ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Особенности русской литературы XVII века. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX— XX веков. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Время создания памятника. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово»Святослава и основная идея произведения. Фольклорная символика. Соединение языческой и христианской образности. Язык и ритм произведения. Переводы и переложения «Слова...». Теория литературы. Воинская повесть. Лирические и исторические отступления. Развитие речи. Сопоставительный анализ «Слова...» и описания событий похода князя Игоря, изложенных в Ипатьевской летописи. Сопоставление древнерусского и средневекового эпоса. «Песнь о Роланде» (сюжет, композиция, герои, идейное звучание). Анализ эпизода. Сочинение-эссе. Связь с другими видами искусства. Жизнь «Слова о полку Игореве» в изобразительном (В. М. Васнецов, М. В. Добужинский, В. Г. Перов, В. А. Фаворский, И. И. Голиков и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»). Внеклассное чтение. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина» (фрагменты). РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ (Практикум) Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Этапы художественной культуры Возрождения. Происхождение термина «Возрождение». Новая гуманистическая идеология. Интерес к человеку, его физической и духовной природе. Античность как одна из основ художественной культуры Возрождения. Возрождение в Италии, Франции, Испании, Англии. Северное Возрождение. У. ШЕКСПИР. Слово о поэте. Трагедия «Гамлет» (фрагменты). Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни, долга и чести, нравственного выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и бесчеловечности мести. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра. Художественная функция приёма «пьеса в пьесе» («Мышеловка»). Образ Офелии. Смысл финала. Теория литературы. Трагическое. Проблематика. «Вечные» проблемы. «Вечные» образы. Развитие речи. Выразительное чтение монолога Гамлета. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии. Связь с другими видами искусства. Фильм режиссёра М. Козинцева «Гамлет». Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Отелло». ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII—XVIII ВЕКОВ Эпоха Просвещения в западноевропейской истории и культуре. Термин «Просвещение». Убеждённость в особой роли просвещения, знаний в общественном развитии. Идея «естественного человека». Франция как центр культуры Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Литературные направления эпохи (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Просвещение в Германии (И.-В. Гёте, Ф. Шиллер). И.-В. ГЁТЕ. Слово о поэте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема любви и красоты. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое своеобразие «Фауста». Теория литературы. «Бродячий» сюжет. «Вечный» образ. Трагедия. Пролог. Развитие речи. Сочинение-эссе о «вечных» темах в литературе. Внеклассное чтение. О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». ЖАНР ОДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Обзор) Пиндар. «Первая истмийская ода» (фрагменты). Ф. Малерб. «Ода королеве». М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагменты). П. Сумароков. «Ода на суету мира». Н. Радищев. «Вольность». А. С. Пушкин. «Вольность». В. В. Маяковский. «Ода революции». История оды. Жанровые особенности. Ода в нормативной поэтике классицизма. Развитие и переосмысление жанра оды в литературе. Теория литературы. Ода. Классицизм. «Высокий» стиль. Архаизмы. Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента оды наизусть. Устный ответ на вопрос о соответствии оды классицистическому канону. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке (драматические произведения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина). Творчество Н. М. Карамзина. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). Классицизм в других видах искусства. Мозаики М. В. Ломоносова. Портретная живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого. Архитектурные ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, Архангельское (Москва); дворцовые и парковые ансамбли Царского Села, Павловска. Г. Р. ДЕРЖАВИН. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Объявление любви», «Фелица» (фрагменты), «Властителям и судиям», «Памятник».Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии. Изображение жизни во всём её многообразии. Представления поэта о подлинных жизненных ценностях. Гражданский и нравственный максимализм. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии. Философская проблематика. Особенности державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии. Теория литературы. Классицизм. Ода. Художественный мир. Предметный мир. Философская лирика. Сатира. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений. Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Лебедь», «На птичку», «Евгению. Жизнь Званская». ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРАПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Исторические события и научные открытия первой половины XIX века и их отражение в литературе. Появление понятия «всемирная литература». Становление национальных литератур, оформление сводов сказаний разных народов. Интерес к универсализации и взаимообогащению, освоению национальной самобытности других народов. Внутренний мир личности и изображение драматических последствий столкновения личности с реальным миром в произведениях романтиков. Романтическая концепция двоемирия. Начало эпохи классического реализма. Исследование реальности в разных аспектах как основной принцип реалистического искусства. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНТИЗМА (Обзор) Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (фрагменты). Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты). В. Гюго. «Девяносто третий год» (фрагменты). Э. А. По. «Ворон». Концепция мира и человека в романтическом искусстве. Противопоставление действительности («страшного мира») романтическому идеалу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтический герой. Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Система жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля. Романтический пейзаж. Психологизм в романтической литературе. Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в искусстве романтизма. Национальное своеобразие немецкого, английского, французского, американского романтизма. Романтизм в живописи (Э. Делакруа, Ф. Рунге и др.), музыке (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен и др.). Теория литературы. Романтизм. Романтическое двоемирие. Романтический герой. Романтический пейзаж. Романтическая новелла. Романтическая поэма. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об авторской позиции и способах её выражения. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира романтического произведения. Рецензия на одно из самостоятельно прочитанных произведений зарубежного романтика. Реферат по творчеству одного из зарубежных романтиков. Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман «Ковалер Глюк». А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Дж. Г. Байрон. «Корсар». В. Скотт. «Айвенго». А. Дюма. «Королева Марго». Ф. Купер. «Последний из могикан». РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Русская литература и её связь с национальной историей. Осмысление русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе. Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода, нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека, образ «маленького человека»). Литературная жизнь в первой половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль литературы в формировании русского литературного языка. В. А. ЖУКОВСКИЙ. Обзор жизни и творчества. Стихотворение «Невыразимое», элегия «Море». Основные темы, мотивы и образы поэзии В. А. Жуковского. Своеобразие художественного мира. Традиции сентиментальной литературы в лирике поэта. Лирический герой, его восприятие мира. Темы любви и поэтического вдохновения. Нравственнофилософская проблематика. Своеобразие романтизма Жуковского. Жуковский-переводчик. Теория литературы. Лирический герой. Романтизм. Развитие речи. Подбор цитат к сообщению о лирическом герое поэзии Жуковского. Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Видение». ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум) Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений В. А. Жуковского и др.). А. С. ГРИБОЕДОВ. Обзор жизни и творчества. Комедия «Горе от ума».История создания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Чацкий как необычный «резонёр» и предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ Софии и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество, его основные представители. Художественная функция второстепенных и внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая роль монологов в комедии. Герои-антиподы и герои-двойники. Отсутствие классической развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова, вольный стих. Конкретно-историческое и вневременное в комедии. «Вечные» темы и «вечные» образы. «Горе от ума» на русской сцене. Комедия «Горе от ума» в критике: И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и внесценические персонажи. Проблематика. Традиции и новаторство. Речевая характеристика персонажа. Вольный стих. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть и анализ одного из монологов Чацкого или Фамусова. Составление речевой характеристики одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии комедии. Работа над конспектом статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Молчалины». А. С. ПУШКИН. Биография и творчество. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Мадонна», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике. Тема памяти. Проблема нравственного идеала. Реалистическое осмысление действительности. Своеобразие трагизма пушкинского творчества. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской поэзии. Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство. Тематика. Лирический герой. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Письменный анализ жанрового своеобразия стихотворения. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение по одной из «вечных» тем в лирике А. С. Пушкина. Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан», «Каменный гость». Трагедия «Моцарт и Сальери».«Вечные» темы в трагедии. Образы Моцарта и Сальери. Своеобразное решение темы творчества. Нравственная проблематика произведения. Образ «чёрного человека». «Моцарт и Сальери» в контексте цикла «маленьких трагедий». Теория литературы. Трагедия. Новаторство. Развитие речи. Устный ответ на вопрос о своеобразии решения «вечных» тем в одной из «маленьких трагедий». Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Скупой», «Каменный гость». Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания романа, первоначальный замысел и его эволюция. Своеобразие жанра и композиции «свободного романа». Единство эпического и лирического начал. Основные темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная функция «Отрывков из путешествия Онегина».Роль эпиграфов, предисловия, писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор и герои романа. Образ читателя. Нравственно-философская проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни русского общества. «Онегинская строфа». Особенности языка романа, сочетание высокой и низкой лексики. Роман «Евгений Онегин» в критике: В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина», статьи восьмая, девятая (фрагменты). Ф. М. Достоевский. «Речь о Пушкине». Теория литературы. Роман в стихах. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. «Онегинская строфа». Эпиграф. Реализм. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа. Составление плана устного ответа об особенностях композиции романа в связи с его жанром. Подбор цитат к сочинению по одной из тем пушкинской лирики, получивших развитие в романе. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Домик в Коломне». ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (Практикум) Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ (Обзор) К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»). А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...». Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир». П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...». Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии. Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. ЖАНР ЭЛЕГИИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Обзор) Т. Грей. «Сельское кладбище». Н. А. Некрасов. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). История жанра элегии. Античная элегия. Возрождение элегии в поэзии сентиментализма. Характерные черты предромантической и романтической элегии. Традиции элегической поэзии в русской литературе. Теория литературы. Элегия. Сентиментализм. Романтизм. Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира романтических элегий А. С. Пушкина. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Биография и творчество. Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучнои грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Прощай, немытая Россия...», «Родина», «Пророк».Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема Родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской поэзии. Тема молодости и старости. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы лермонтовской лирики в русской поэзии. Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение о своеобразии романтической символики в лирике М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Смысл заглавия. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Художественная функция предисловий. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Приём двойничества. Тема любви и женские образы в романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик. Приёмы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и реализма в романе. Роман «Герой нашего времени» в критике: В. Г. Белинский. «„Герой нашего времени“, сочинение М. Лермонтова» (фрагменты). Теория литературы. Романтизм. Реализм. Социально-психологический роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. Вершинная композиция. Кольцевая композиция. Психологический портрет. Пейзаж. Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к сочинению о художественной функции пейзажа в романе. Подготовка вопросов к дискуссии по повести «Фаталист». Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад». КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум) Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные части (структура) произведения, их последовательность и принципы соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план анализа композиции эпического произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова). Н. В. ГОГОЛЬ. Биография и творчество. Повесть «Шинель». Повесть «Шинель» в контексте цикла «петербургских повестей». Образ Петербурга. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема «маленького человека». Конфликт мечты и действительности, человеческого (гуманного) и бюрократического (бездушного). Обобщённый образ «значительного лица». Шинель как образ-символ. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести. Авторская позиция и способы её выражения. Роль художественной детали. Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема «маленького человека». Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике повести и об авторской позиции. Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Портрет». Поэма «Мёртвые души» (первый том). История создания поэмы. Ориентация на традицию западноевропейской прозы и трёхчастную композицию «Божественной комедии» Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции. Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Художественная функция «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси. Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Художественное своеобразие прозы Гоголя (художественная деталь, приём контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Гоголь и русская литература. Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своеобразие. Поэма. Художественный мир произведения. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. Вставные тексты. Символ. Оксюморон. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента лирического отступления. Подбор цитат по указанной теме. Письменный ответ на вопрос, связанный с проблематикой поэмы. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» (фрагменты), «Авторская исповедь». АНАЛИЗ ВСТАВНОГО ТЕКСТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (Практикум) Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. ЖИЗНЬ ДУШИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Обзор) И. С. Тургенев. «Певцы». Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» (фрагменты). Пушкинские и гоголевские традиции в изображении русской жизни и русского человека. Тема «маленького человека». Образы правдоискателей, мечтателей, талантливых русских людей. Поиск незыблемых нравственных ценностей. Приёмы изображения внутреннего мира. Теория литературы. Традиция. Авторская позиция. Развитие речи. Письменная работа об особенностях решения «вечной» темы в литературном произведении. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРАЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум) Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (Обзор) Л. Н. Андреев. «Город». Ф. К. Сологуб. «Маленький человек». В. В. Набоков. «Рождество». Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики. Проблемы взаимоотношений человека и социальной среды, судьбы человека и его частной жизни. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе XX века. Теория литературы. Традиция. Проблематика. Тематика. Развитие речи. Устный ответ на вопрос об особенностях проблематики (или тематики) литературного произведения. ТРАДИЦИИ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (Обзор) Д. Хармс. «Елизавета Бам». Тэффи. «Взамен политики». А. Т. Аверченко. «Корибу». В. М. Шукшин. «Ораторский приём». Ф. А. Искандер. «Кролики и удавы» (фрагменты). Обобщение сведений о традиции смеховой культуры в фольклоре и литературе. Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Юмор и сатира. Ирония. Сарказм. Теория литературы. Комическое. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм. Развитие речи. Рецензия на одно из сатирических или юмористических произведений современного писателя. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета "Литература", являются: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета "Литература" в основной школе проявляются в: - умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; - умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX -XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять сто принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции и изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа): - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и своё отношение к ней: - в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие: - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; - домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетическою вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Тематическое планирование Раздел Количество часов по Основные направления теме воспитательной деятельности Введение. Художественный мир литературной эпохи; направления 1 Античная литература 4 Литература средних веков 2 Древнерусская литература 5 Литература эпохи Возрождения 3 Зарубежная литература ХVII-ХVIII веков 3 Жанр оды в мировой литературе 2 Русская литература ХVIII века 2 Зарубежная литература первой половины ХIХ века 4 Русская литература первой половины ХIХ века Своеобразие русской литературы первой половины ХIХ века 1 В. А. Жуковский 3 А. С. Грибоедов 9 А. С. Пушкин 10 Поэты пушкинской поры 3 Жанр элегии в мировой литературе 2 М. Ю. Лермонтов 7 воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности развитие культуры межнационального общения воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям Н. В. Гоголь 9 Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины ХIХ века 3 Русская литература ХХ века Гуманистическая традиция в русской литературе ХХ века 2 Традиции смеховой культуры в русской литературе ХХ века 3 Итоговый урок 1 Итого 68 формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому Материально- техническое обеспечение образовательного процесса: Печатные пособия 1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2014 год. 2.Поурочные разработки по литературе . 9 класс под редакцией В.Ф.Чертова. Москва «Просвещение», 2014 год. 3. Литература. Рабочие программы. 5-9 классы под редакцией В.Ф.Чертова. Москва «Просвещение» 2011 4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах.- 2-е изд., испр.-М.:Рольф, 2001. 5. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988. 6. Маранцман, В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1977. 7. Обернихина, Т. А. и др. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М. : Владос, 2001. 8. Современная русская литература. Элективный курс : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Б. А. Ланина. – М.,2006. 9. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. – М. : Владос, 2002. 10. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М. : Флинта, 2005. Техническое и информационное оснащение 1. АРМ учителя, проектор 2. ЭОР: 1С: Репетитор. Литература. Адрес в интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7; www.gramota.ru Справочно-инормационный интернет- портал «Русский язык». www.slovari.ru Электронные словари. щщщщщщщщщщщщщщщ