6 класс родной русский

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Российская
гимназия №59
_____________/Е.А.Бугдашкина
Приказ № ______
«___» _________20__ г.

Протокол № ___
от «___» ________ 20__г.

Рабочая программа
по русскому родному языку

Количество часов:34 часов (1 час в неделю)
Класс: 6
Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной
категории

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская
гимназия №59;
9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
МБОУ Российская гимназия № 59.
Согласно учебному плану МБОУ Российская гимназия №59 отводится 1 час в неделю,
итого 34 часа.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для
базового уровня.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русский
родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Родной язык».
Цели изучения учебного предмета «Родной язык». Программа учебного предмета
«Родной язык» разработана для МБОУ Российская гимназия №59, реализующего наряду с
обязательным курсом русского языка, изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации.
2

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие
цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры
речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах
и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование
умений
опознавать, анализировать,
 классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры.
Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,
основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту
человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей,
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых
проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
3

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех
других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры
и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к
многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа
учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п.,
что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие
модели:
- полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
-частичное
использование
дистанционных
образовательных
технологий,
позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе
«Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются
неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут
быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы
«Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно
обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях
и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим
значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных
метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной
метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как
части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского
речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
словарей эпитетов, метафор и сравнений.
5

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского
языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их
совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚
омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом
смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления
грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы
обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы
«он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения,
лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять
речевой агрессии;
6

использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для
определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным,
критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного
текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и
т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений,
поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов
(ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение,
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации,
7

опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление
реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности,
понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание
собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями
– познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными
через специфику содержания предмета «родной (русский) язык», – овладеют обучающиеся в
ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется
учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего
обучения.
В результате изучения родного (русского) языка на ступени основного общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых
объектов,
лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
филологических задач;
Метапредметные:
регулятивные
8

учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.)
для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть задачу;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
обучающийся научится:
 воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
 осознание роли русского родного языка в жизни человека;
 осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка
с историей общества;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;
 понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
 понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
 понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментирование
истории
происхождения
таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
10

 понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
 характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в
развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов
(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
 понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание
слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее
представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
 понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов
с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов,
характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
 определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов
как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
диалектизмов;
 осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
 соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
 использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
 анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
и правил речевого этикета;
обучающийся получит возможность научиться:
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 стремление к речевому самосовершенствованию;
 формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
11

 осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
 соблюдение основных орфоэпических и акцентологических, лексических и грамматических
норм современного русского литературного языка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной
культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Роль заимствованной лексики в
современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи
Основные
орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные).
Основные
лексические нормы современного
русского
литературного
языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов, антонимов, омонимов. Изобразительно-выразительные средства
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие
в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Текст, тематическое единство текста.
Тексты описательного, повествовательного типа. Функциональные разновидности языка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение
Культура речи
Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Из них
к/работ

1
2
3

Из них
р/речи

№

Модуль

Всего

часы

Основные направления воспитательной
деятельности

1
3

0
2

0
0

формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов

12

6
7

Из них
к/работ

4
5

Из них
р/речи

№

Всего

часы

Основные направления воспитательной
деятельности

Повествование
Описание
Рассуждение

5
13
5

4
9
2

1
1
1

развития у детей нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра

Смешанные
тексты
Повторение

4

2

0

2

0

1

содействия формированию у детей позитивных
жизненных ориентиров и планов; оказания
помощи детям в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях

34

19

6

Модуль

Итого

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по учебному предмету
«Родной (русский) язык»
Учебники и учебные пособия для обучающихся:
1. Русский родной язык, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М.
Александровой и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
2. «К пятерке шаг за шагом» пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
под редакцией Л.А.Ахременковой
Учебно-методические пособия для преподавателя:
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
2. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? Книга третья: История некоторых названий,
или Вот так сказанул! М. :Центрполиграф, 2012.
3. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? М. : Центрполиграф, 2016.
4. Аникин В. П. Искусство слова в пословицах и поговорках. М. : Русский язык, 2000.
5. Аникин В. П. Русская народная сказка. М. : Просвещение, 1977.
6. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.
М., 1957.
7. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов,
Лицей, 2002
8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
9. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники,
учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.
11. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М. : Высшая школа, 1988.
12. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
13. Каленчук М. Л. Пушкин подарил нам литературный русский язык. — РИА Новости,
2013.
13

14. Каминская Н. М. История костюма: учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений
швейной пром-сти. М. : Лёг- кая индустрия, 1977.
15. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
16. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа,
2006
17. Маршак С. Я. Воспитание словом // Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М. : Худ. лит., 1971.
18. Мокиенко В. М. Давайте говорить правильно. Пословицы в современном русском
языке. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012.
19. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М. : Высшая школа, 1990.
20. Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и
этнолингвистические очерки фразеологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
21. Пастухова Л. С. Почему есть можно, а кушать нельзя? // Наука и жизнь. 2015. № 2.
22. Пастухова Л. С. Этюды о словах. Симферополь, 2008.
23. Паустовский К. Г. Стекольный мастер // Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. М. : Худ. лит., 1986.
24. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис,
2003
25. Стернин И. А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.
26. Суперанская А. В. Заимствование имён // Русская речь. 1991. № 8.
27. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л. : Лениздат, 1991
28. Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.
29. Успенский Л. В. Слово о словах: Очерки о языке. Л. : Дет. лит., 1982.
Словари и справочники
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. СПб., 2000.
2. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
4. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа.
5. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь
русского языка.
6. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь.
7. Николина Н. А. Школьный морфемный словарь русского языка.
8. Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
10. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный словарь синонимов русского языка.
11. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005
12. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка.
Интернет-ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы:
русское-слово.рф — сайт издательства «Русское слово».
gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку.
school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.
feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
7. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
8. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
1.
2.
3.
4.
5.
6.

14

9. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
10. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому
языку http://www.svetozar.ru
11. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru
12. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
13. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

15

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Тема раздела, урока

Сроки
проведения
План
Факт
3.09

Тип
урока
УОЗН

1

Язык и культура
Введение в курс

2

Культура речи
Типы
монологической
речи
Текст. Тема и
основная мысль
текста

10.09

УОЗН

17.09

УОЗН

Речь. Речевая
деятельность. Текст
Повествовательный
текст.
Композиционные
элементы
повествования
Повествовательный
текст.
Композиционные
элементы
повествования
Работа над
изложением

24.09

УЗН

1.10

УЗН

8.10

УЗН

3

4

5

6

Планируемые результаты

Вид/форма
контроля

Личностные
Знать понятие текста,
его основные
признаки.
Уметь определять
тему и основную
мысль текста.

Метапредметные
Отличать
монологическую от
диалогической речи
Отличать
монологическую от
диалогической речи

Предметные
Уметь определять
тему и основную
мысль текста.
Знать понятие
текста, его
основные признаки.

Работа со словарями
(орфоэпическими);
работа над
правильным
произношением
Конструирование
предложений, работа
над интонацией;
функционирование в
предложении слов
разных частей речи;

Работа со словарями
(орфоэпическими); работа
над правильным
произношением

Знать понятие
текста, его
основные признаки.

Определение признаков
членов предложения;
лингвистический анализ
текста; работа со
словарями
(орфоэпическими); работа
над правильным
произношением

Определение
признаков членов
предложения;
лингвистический
анализ текста;
работа со
словарями
(орфоэпическими);
работа над
правильным
произношением

Знать особенности
повествования как
типа речи.

Написание
повествовательного
текста

Уметь определять в
повествовательном
тексте вступление,
завязку,
кульминацию,
развязку,
заключение

Примечание

7

8,9

10,11

12,13

Создание
собственного
повествовательного
текста
Создание
собственного
повествовательного
текста

15.10

УОЗН

22.10
29.10

УЗН

Знать особенности
описания как типа
речи, уметь отличать
его от других типов.

Знать особенности
описания как типа речи,
уметь отличать его от
других типов.

Назначение,
структура
описания. Понятие
признака
Описание природы

12.11
19.11

УОЗН

Знать особенности
описания как типа
речи, уметь отличать
его от других типов.

Знать особенности
описания как типа речи,
уметь отличать его от
других типов.

26.11
3.12

УЗН
Составление плана
описания. Создание
собственных текстов
типа описание.

Создание собственных
текстов типа описание.

14,15

Описание
помещения

16,17,
18

Описание человека

10.12
17.12

УОЗН

19,20

Сочинениеописание по
картине
Назначение,
структура
описания. Понятие
признака

24.12
14.01

УЗН

21.01
28.01
4.02

УЗН

Знать особенности
рассуждения как типа
речи, уметь отличать
его от других типов

Знать особенности
рассуждения как типа
речи, уметь отличать его
от других типов

Понятие текстарассуждения

11.02

УОЗН

Знать особенности
рассуждения как типа

Умение выделять тезисы,
подбирать аргументы

21,22,
23

24

УОЗН

Знать особенности
описания как типа
речи, уметь
отличать его от
других типов.
Знать особенности
описания как типа
речи, уметь
отличать его от
других типов.

Знать особенности
рассуждения как
типа речи, уметь
отличать его от
других типов
Создание текста
типа рассуждение

17

Тезис, аргументы,
вывод как
составляющие
рассуждения
Сочинение типа
рассуждение

18.02
25.02

УЗН

4.03
11.03

УОЗН

29,30

Тексты смешанных
типов

18.03

УЗН

31,32

Сочинения по
жанровым
картинам
Повторение и
закрепление

1.04
8.04

УЗН

15.04

УЗН

Итоговая работа и
ее анализ

13.05

25,26

27,28

33
34

речи, уметь отличать
его от других типов.

Уметь находить в
тексте разные типы
речи и доказывать
свою позицию.

Создание текста
смешанного типа по
жанровым картинам.

Создание текста
смешанного типа
по жанровым
картинам.

18

дата
план

3.09

факт

Тема урока

№

1

Язык и культура
Ведение в курс

Планируемые результаты

Знать понятие текста, его основные признаки. Отличать
монологическую от диалогической речи. Уметь определять тему и
основную мысль текста.

Культура речи
10.09

17.09
24.09
1.10

2
Типы монологической речи
Текст. Тема и основная мысль текста

3
4
Речь. Речевая деятельность. Текст
5
Повествовательный текст. Композиционные
элементы повествования

8.10
15.10

6
7

Работа над изложением

22.10
29.10
12.11
19.11
26.11
3.12

8
9
10
11
12
13

Создание собственного повествовательного
текста
Назначение, структура описания. Понятие
признака
Описание природы

Знать понятие текста, его основные признаки. Отличать
монологическую от диалогической речи. Уметь определять тему и
основную мысль текста.
Работа со словарями (орфоэпическими); работа над правильным
произношением
Конструирование предложений, работа над интонацией;
функционирование в предложении слов разных частей речи;
определение признаков членов предложения; лингвистический
анализ текста; работа со словарями (орфоэпическими); работа над
правильным произношением
Знать особенности повествования как типа речи. Уметь определять в
повествовательном тексте вступление, завязку, кульминацию, развязку,
заключение. Уметь составлять план текста и писать по нему
изложение. Написание повествовательного текста.
Уметь определять в повествовательном тексте вступление, завязку,
кульминацию, развязку, заключение.
Знать особенности описания как типа речи, уметь отличать его от
других типов.
Знать особенности описания как типа речи, уметь отличать его от
других типов. Умение выделять основные признаки описания.

дата
план

факт

№

Тема урока

10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
25.03
1.04
8.04
22.04
29.04
13.05

14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Описание помещения

20.05

34

Итоговая работа и ее анализ

Описание человека

Сочинение-описание по картине
Назначение, структура описания. Понятие
признака
Понятие текста-рассуждения
Тезис, аргументы, вывод как составляющие
рассуждения
Сочинение типа рассуждение

Планируемые результаты
Составление плана описания. Создание собственных текстов типа
описание.
Составление плана описания. Создание собственных текстов типа
описание.
Знать особенности описания как типа речи, уметь отличать его от
других типов. Умение выделять основные признаки описания.
Составление плана описания. Создание собственных текстов типа
описание.

Знать особенности рассуждения как типа речи, уметь отличать его от
других типов. Умение выделять тезисы, подбирать аргументы.
Создание текста типа рассуждение.

Тексты смешанных типов
Сочинения по жанровым картинам

Уметь находить в тексте разные типы речи и доказывать свою
позицию. Создание текста смешанного типа по жанровым картинам.

Повторение и закрепление

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».