5 класс родной русский

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Российская
гимназия №59
_____________/Е.А.Бугдашкина
Приказ № ______
«___» _________20__ г.

Протокол № ___
от «___» ________ 20__г.

Рабочая программа
по русскому родному языку

Количество часов:34 часов (1 час в неделю)
Класс: 5
Учитель: Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель высшей квалификационной
категории

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Российская
гимназия №59;
9. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
МБОУ Российская гимназия № 59.
Согласно учебному плану МБОУ Российская гимназия №59 отводится 1 час в неделю,
итого 34 часа.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с
«Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, их формах, периодичности и порядке проведения». Цель контроля
- проверить степень и качество усвоения материала в ходе его изучения в следующих
формах: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, зачеты, проекты.
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие
модели:
- полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
-частичное
использование
дистанционных
образовательных
технологий,
позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе
«Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются
неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут
быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы
«Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.




Цели освоения учебного предмета в 5 классе:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;

3













осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

Задачи
 освоить учебный предмет в 5 классе о родном русском языке (его устройстве и
функционировании),
 развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
 формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах
программных требований);
 обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
 воспитывать обучающихся средствами данного предмета.
Тематическое планирование по «Родной (русской) литературе5 класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями
– познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными
через специфику содержания предмета «родной (русский) язык», – овладеют обучающиеся в
ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется
учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего
обучения.
В результате изучения родного (русского) языка на ступени основного общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
4

познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых
объектов,
лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
филологических задач;
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
познавательные
5

учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.)
для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть задачу;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
обучающийся научится:
 воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;

6

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
 осознание роли русского родного языка в жизни человека;
 осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка
с историей общества;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;
 понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
 понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
 понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментирование
истории
происхождения
таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
 понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
 характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в
развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов
(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
 понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание
слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее
представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
 понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов
с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов,
характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
 определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов
как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
7

диалектизмов;
 осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
 соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
 использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
 анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
и правил речевого этикета;
обучающийся получит возможность научиться:
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 стремление к речевому самосовершенствованию;
 формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
 осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
 соблюдение основных орфоэпических и акцентологических, лексических и грамматических
норм современного русского литературного языка.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 ч.) Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного
языка в жизни человека.
Язык и культура. (11 ч.)
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку
как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык
русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как
хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и
явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы
и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и
т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица,
рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, ИванЦаревич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках,
народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка;
ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, со сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение
опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности
русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и
мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть
щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других
народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой
внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со
специфическим оценочно-характеризующим
значением.
Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п.
человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но
мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в
тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные
русские города. Происхождение их названий.
9

Культура речи. (11 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и
неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки —
полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная —
було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в
художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы
словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный)
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина
— кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚
блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный —
бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню,
салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);
род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные
формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода
множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,
войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора
(работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы –
трактора и др.).
Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в
русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей
по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу.
Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику,
эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Речь. Текст. (11 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.
Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры
разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебнонаучный стиль. План ответа на уроке, план текста Публицистический стиль. Устное выступление.
Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка
фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы,
антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название
темы

Количество
часов

1
2

Введение
Язык и
культура

1
10

3

4

Всего

Основные направления
воспитательной деятельности

1

1
11

Культура речи 11

1

11

Речь. Текст
Итого:

1
3

11
34

создание условий для
полноценного раскрытия
духовных устремлений учащихся,
их творческих способностей, для
активной гражданской позиции,
социально-значимых ценностей
гражданских и
профессиональных качеств,
ответственности за принятие
решений
создание атмосферы подлинной и
постоянной заботы об учениках,
их
социальной
поддержки;
освоение
учащимися
новых
социальных навыков и ролей,
развитие культуры социального
поведения с учетом открытости
общества
и
динамики
общественных отношений

12
34

Контроль
знаний
(контрольная
работа)

Сводная таблица по выполнению практической части рабочей программы.
Уровень и количество часов, общее количество
34
Количество часов в неделю

1 ч/н

Проверочная работа

3

Контрольная работа

2

Уроков развития речи

10
Кодификатор

Код
Код
раздела контролируемого
элемента
КЭС
1

1.1
1.2

2.1
2.2
2

2.3
2.4
2.5

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Культура речи
Орфоэпия. Определять ударение в слове .
Соблюдать орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
Речь.Текст.
Речь. Определение функциональной разновидности текстов
(стили речи).
Знать функциональные разновидности языка
Соблюдать грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Употреблять языковые средства в зависимости от речевой
ситуации.
Соблюдение речевых и грамматических норм.
11

3.3

Создание текста
Создавать письменные высказывания различных типов и
жанров, редактировать собственный текст.
Применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка.
Работа с функционально-смысловым типом текста.

3.4

Типы текста

3.1
3

3.2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по учебному предмету
«Родной (русский) язык»
Учебники и учебные пособия для обучающихся:
1. Русский родной язык, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М.
Александровой и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
2. «К пятерке шаг за шагом» пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
под редакцией Л.А.Ахременковой
Учебно-методические пособия для преподавателя:
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
2. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? Книга третья: История некоторых названий,
или Вот так сказанул! М. :Центрполиграф, 2012.
3. Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? М. : Центрполиграф, 2016.
4. Аникин В. П. Искусство слова в пословицах и поговорках. М. : Русский язык, 2000.
5. Аникин В. П. Русская народная сказка. М. : Просвещение, 1977.
6. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.
М., 1957.
7. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов,
Лицей, 2002
8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
9. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники,
учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.
11. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М. : Высшая школа, 1988.
12. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
13. Каленчук М. Л. Пушкин подарил нам литературный русский язык. — РИА Новости,
2013.
14. Каминская Н. М. История костюма: учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений
швейной пром-сти. М. : Лёг- кая индустрия, 1977.
15. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
16. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа,
2006
17. Маршак С. Я. Воспитание словом // Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М. : Худ. лит., 1971.
18. Мокиенко В. М. Давайте говорить правильно. Пословицы в современном русском
языке. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012.
12

19. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М. : Высшая школа, 1990.
20. Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и
этнолингвистические очерки фразеологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
21. Пастухова Л. С. Почему есть можно, а кушать нельзя? // Наука и жизнь. 2015. № 2.
22. Пастухова Л. С. Этюды о словах. Симферополь, 2008.
23. Паустовский К. Г. Стекольный мастер // Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. М. : Худ. лит., 1986.
24. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис,
2003
25. Стернин И. А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.
26. Суперанская А. В. Заимствование имён // Русская речь. 1991. № 8.
27. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л. : Лениздат, 1991
28. Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.
29. Успенский Л. В. Слово о словах: Очерки о языке. Л. : Дет. лит., 1982.
Словари и справочники
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. СПб., 2000.
2. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
4. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа.
5. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь
русского языка.
6. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь.
7. Николина Н. А. Школьный морфемный словарь русского языка.
8. Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
10. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный словарь синонимов русского языка.
11. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005
12. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка.
Интернет-ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы:
русское-слово.рф — сайт издательства «Русское слово».
gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку.
school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.
feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
7. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
8. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
9. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
10. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому
языку http://www.svetozar.ru
11. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru
12. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
13. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66
1.
2.
3.
4.
5.
6.

13

Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема раздела, урока
Сроки проведения
План
3.09

Тип урока

Факт

Планируемые результаты
Личностные

Метапредметные

Предметные

Урок
«открытия
» нового
знания

использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка
излагать полученную
информацию

подтверждать вывод
собственной аргументацией
выделять главную и
избыточную информацию,
выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей
подтверждать вывод
собственной аргументацией
выделять главную и
избыточную информацию,
выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей

осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к истории,
культуре, традициям,
языкам, ценностям
народов России
подтверждать вывод
собственной
аргументацией выделять
главную и избыточную
информацию,
выполнять смысловое
свертывание
выделенных фактов,
мыслей
осознание этнической
принадлежности, знание
истории, языка,
культуры своего народа,
своего края, основ
культурного наследия
народов России и
человечества

1

Наш родной русский
язык

2

Раздел I. Язык и
культура
Из истории русской
письменности

10.09

УОНЗ

выстраивать логическую
цепочку, состоящую из
ключевого слова и
соподчиненных ему слов

3

Язык как зеркало
национальной культуры

17.09

УОНЗ

использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка
строить рассуждение на
основе сравнения
предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки; выделять
главную и избыточную
информацию

выделять главную и
избыточную информацию,
выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей

Вид/форма
контроля

Примечание

Заменить 3
архаичные
поговорки
современными,
записать в
тетрадь

Сообщение
«Роль и
уместность
заимствований в
современном
русском языке»

14

4

История в слове:
наименование
предметов
традиционной русской
одежды

24.09

УОНЗ

осознавать значимость
чтения и изучения родной
литературы для своего
дальнейшего развития

определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации, устанавливать
причинно-следственные связи,
строить логическое
рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы

представлять в устной
или письменной форме
развернутый план
собственной
деятельности;
осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к истории,
культуре, традициям,
языкам, ценностям
народов России и
народов мира

5

История в слове:
наименование
предметов
традиционной русской
одежды

1.10

УМН

6

РР№1.
Образность русской
речи: метафора,
олицетворение

8.10

УОМН

использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка
отбирать и использовать
речевые средства в
процессе коммуникации с
другими людьми; выделять
главную и избыточную
информацию

выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей

готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию

7

Проверочная работа
№1.
(по изученному
материалу)

15.10

УРК

готовность и способность
обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию.

проводить различные
виды анализа слова,
синтаксического
анализа словосочетания
и предложения, а также
многоаспектного
анализа текста

22.10

УОНЗ

систематизировать,
сопоставлять,
анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию умение
опознавать, анализировать,
классифицировать
языковые факты, оценивать
их с точки зрения
нормативности,
соответствия ситуации и
сфере общения; умение
работать с текстом
Осознание эстетической
ценности русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за

8

Живое слово русского
фольклора

использовать коммуникативноэстетические
возможности
родного языка; использовать в
речевой практике при создании

Организовывать
учебное сотрудничество
и совместную
деятельность с

Подготовить
рассказ о
женском или
мужском
русском
национальном
костюме
Нарисовать
иллюстрации к
устойчивым
сочетаниям,
связанных с
явлениями
русского быта и
древними
народными
обычаями
Подготовить
небольшое
сообщение на
тему
«Переносные
наименования
животных и
растений и
особенности их
употребления в
речи».
Вспомнить
названия
русских
народных
сказок

Нарисовать
сказочного
персонажа из
русских

15

него; потребность
сохранить чистоту русского
языка как явления
национальной культуры;
стремление к речевому
самосовершенствованию

9

10

11

РР№2.
Слова с суффиксами
субъективной оценки
как изобразительное
средство.
УРК
РР№3.
Меткое слово русской
речи: крылатые слова,
пословицы и поговорки

29.10

УРК

12.11

УИН

О чем могут рассказать
имена людей, названия
городов?

19.11

УИН

создавать письменные
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств

устных
и
письменных
высказываний стилистические
ресурсы лексики и фразеологии
родного
языка,
основные
нормы
родного
языка
(орфоэпические, лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого этикета и стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе;
отбирать
и
использовать
речевые средства в процессе
коммуникации
с
другими
людьми; создавать письменные
оригинальные
тексты
с
использованием необходимых
речевых средств.

учителем; работать
индивидуально и в
группе: формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение;
уметь ставить вопросы и
обращаться за помощью
к учебной литературе.
Получение
достаточного объема
словарного запаса для
свободного выражения
мыслей и чувств в
процессе речевого
общения; способность к
самооценке на основе

Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к
истории, культуре, традициям,
языкам, ценностям народов
России и народов мира.

использовать
коммуникативноэстетические
возможности родного
языка
отбирать и использовать
речевые средства в
процессе коммуникации
с другими людьми

народных
сказок.
Рисунок
дополнить
информацией:
характер,
качества,
свойственные
данному герою

Творческий
проект
«Почему мы
так говорим»
Составить
словарик
пословиц
(6-10) о
характере
человека, его
качествах
Творческий
проект на тему:
«Моя Россия:
история города
и
происхождение
его названия»
или
«Необычные

16

12

Контрольная работа
№1.
Комплексный анализ
текста

26.11

УРК

проводить различные виды
анализа
слова,
комплексного
анализа
текста

систематизировать,
сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать
информацию выделять главную
и избыточную информацию

13

Раздел II. Культура
речи
Современный русский
литературный язык

3.12

УОНЗ

уметь воспринимать,
анализировать, критически
оценивать и
интерпретировать
прочитанное, осознавать
художественную картину
жизни, отраженную в
литературном
произведении,

Отбирать и использовать
речевые средства в процессе
коммуникации с другими
людьми.

14

Русская орфоэпия.
Нормы
произношения и
ударения

10.12

УОНЗ

использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка

15

РР№4.
Омографы: ударение
как маркёр смысла
слова

17.12

УОНЗ

16

Проверочная работа
№2.
(по изученному
материалу)

24.12

УРК

использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка
создавать письменные
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств
проводить различные виды
анализа слова,
словосочетания и
предложения, а также
многоаспектного анализа
текста

Развитость эстетического
сознания через освоение
художественного наследия
народов России и мира,
творческой деятельности
эстетического характера.

создавать письменные
оригинальные тексты с
использованием необходимых
речевых средств

систематизировать,
сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать
информацию

выполнять смысловое
свертывание
выделенных фактов,
мыслей; готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию
Пополнить словарный
запас и усвоенных
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств в процессе
речевого общения;
способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной и чужой
речью;
формировать навыки
анализа и оценки
языковых явлений и
фактов; умение
пользоваться
различными
лингвистическими
словарями
создавать письменные
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств

Записать 2
высказывания
о родном языке

Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к

Вспомнить
стихи русских
поэтов о
родном языке

Используя
высказывания,
подготовить
рассказ о роли
А. С. Пушкина
в развитии
современного
русского
литературного
языка
Составить
орфоэпический
словарик
(10-15 слов)

Подготовить
пересказ
статьи «Из
истории
языка»

17

обучению и познанию

17

РР№5.
Речь точная и
выразительная

30.12

УОНЗ

18

Основные лексические
нормы

14.01

УОНЗ

19

Стилистическая окраска
слова

21.01

УОНЗ

20

РР№6.
Речь правильная.

28.01

УРК

21

Основные
грамматические нормы

4.02

УМН

использовать активный и
потенциальный словарный
запас, использовать в речи
грамматические средства
для свободного выражения
мыслей и чувств на родном
языке

отбирать
и
использовать
речевые средства в процессе
коммуникации
с
другими
людьми
организовывать учебное
взаимодействие в группе
выделять
главную
и
избыточную
информацию,
выполнять
смысловое
свертывание
выделенных
фактов, мыслей

работать индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов

находить общее решение и
разрешать
конфликты
на
основе согласования позиций и
учета
интересов;
учиться
свободно выражать мысли и
чувства в процессе речевого
общения;
проявлять
способность к самооценке на
основе
наблюдения
за
собственной и чужой речью

использовать активный и
потенциальный словарный
запас, использовать в речи
грамматические средства
для свободного выражения
мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и
стилю общения

отбирать и использовать
речевые средства в процессе
коммуникации с другими
людьми
формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и
фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими
словарями

Получение
достаточного объема
словарного запаса и
усвоенных
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств в процессе
речевого общения;
способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной и чужой
речью.
проявлять способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной и чужой
речью;

организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем; работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.

Подготовить
рассказ об
одном из
городов
«Золотого
кольца
России»

Выразительное
чтение отрывка
фрагмента
поэмы А. С.
Пушкина
«Медный
всадник»
Сочинениерассуждение
на тему
«Чтобы речь
была чистой,
необходимо...»
Минисочинение
«Понимаем ли
мы язык
Пушкина?»

18

22

Речевой этикет: нормы
и традиции

11.02

УРК

использовать активный и
потенциальный словарный
запас

отбирать и использовать
речевые средства в процессе
коммуникации с другими
людьми

23

Проверочная работа
№3.
(по изученному
материалу)

18.02

УРК

проводить различные виды
анализа слова.
словосочетания и
предложения, а также
многоаспектного анализа
текста

систематизировать,
сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать
информацию

24

Язык и речь

25.02

УОНЗ

РР№7.
Средства
выразительности
устной речи

4.03

УОНЗ

уметь воспринимать,
анализировать, критически
оценивать и
интерпретировать
прочитанное;

отбирать и использовать
речевые средства в процессе
коммуникации с другими
людьми
выделять главную и
избыточную информацию,
выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей

Формы речи: монолог и
диалог

11.03

УОНЗ

25

26

УОНЗ

осознавать художественную
картину жизни,
отраженную в
литературном
произведении, на уровне не
только эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления4
использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка
использовать активный и
потенциальный словарный
запас

Развитость
эстетического сознания
через освоение
художественного
наследия народов
России и мира,
творческой
деятельности
эстетического характера
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с учителем
Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
самообразов. на основе
мотивации к обучению
и познанию
Получение
достаточного объема
словарного запаса и
усвоенных
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств в процессе
речевого общения;
способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной и чужой
речью.
Готовность и
способность вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания.

Сообщение
«Этикет
приветствия в
русском и
иностранном
языках»
Сообщение
«Роль языка и
речи в жизни
человека»

Записать
понравившиеся
высказывания
о родном языке
Выучить 2
новые
скороговорки
Составить
монолог «Мой
лексискон»

19

27

РР№8.
Текст и его строение

18.03

28

Средства связи
предложений

25.03

УОНЗ

29

РР№9.
Функциональные
разновидности
языка

1.04

УОНЗ

30

Разговорная речь.
Просьба, извинение

8.04

УОНЗ

31

Официально-деловой
стиль.
Объявление

15.04

УОНЗ

32

Научно-учебный
подстиль.
План ответа на уроке,
план текста

22.04

УОНЗ

33

Публицистический
стиль.
Устное выступление

29.04

УОНЗ

уметь воспринимать,
анализировать,
прочитанное, осознавать
художественную картину
жизни, отраженную в
литературном произведении

использовать коммуникативноэстетические
возможности
родного языка
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
создавать
письменные
оригинальные
тексты
с
использованием необходимых
речевых средств
выделять
главную
и
избыточную
информацию,
выполнять
смысловое
свертывание
выделенных фактов, мыслей
отбирать
и
использовать
речевые средства в процессе
коммуникации
с
другими
людьми

готовность и
способность к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
освоенность
социальных норм,
правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах

использовать в речевой
практике при создании
устных и письменных
высказываний
стилистические ресурсы
лексики и фразеологии
родного языка, основные
нормы родного языка;

Отбирать и использовать
речевые средства в процессе
коммуникации с другими
людьми;

овладеть процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста на основе
понимания
принципиальных отличий
литературного
художественного текста от
научного, делового,
публицистического и т.п.,
использовать
коммуникативноэстетические возможности
родного языка;

работать индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов;

Осознание эстетической
ценности русского
языка; уважительное
отношение к родному
языку, гордость за него;
потребность сохранить
чистоту русского языка
как явления
национальной
культуры;

уметь
интерпретировать

организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с преподавателем;

формулировать,
аргументировать и отстаивать
свое мнение;
выделять главную и
избыточную информацию,
выполнять смысловое
свертывание выделенных
фактов, мыслей;

стремление к речевому
самосовершенствовани
ю;

Составить свой
текст,
соблюдая
композиционн
ые части (тема
на выбор)
Выразительное
чтение
стихотворения
И.Нуамовой

Мини-проект
«Искусство
комплимента в
русском и
иностранных
языках»
Составить
тезисный план

Получение
достаточного объема
словарного запаса и
усвоенных
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств в процессе
речевого общения;

20

34

35

РР№10.
Язык художественной
литературы.
Литературная сказка.
Рассказ
Резерв

13.05

20.05

УОНЗ

прочитанное, осознавать
художественную картину
жизни, отраженную в
литературном
произведении, на уровне не
только эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.

организовывать учебное
взаимодействие в группе
создавать
письменные
оригинальные
тексты
с
использованием необходимых
речевых средств;

способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной и чужой
речью.

Мини-проект
Составить
устное
приглашение
на праздник

Понимание ценности
родного языка как
основного
инструмента
интеллектуального,
творческого развития
личности;

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».