Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБОУ Российская гимназия № 59 г. Улан-Удэ РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим советом Протокол № / о т « el(p> P f .. 20 -щ. Рабочая программа по родной литературе Количество часов: 35 часов (часов в неделю) Класс: 9 Учитель: Е.В. Ермоленко Е.В., высшая квалификационная категория ФИО учите пя, квалификационная категория Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников…» (с изменениями от 23.12.2020 №766); 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Примерная программа для общеобразовательных учреждений. Родная литература. 5- 9 классы 7. Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59. Место учебного предмета в учебном плане в 9классе На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 35 учебных неделях составит 35 часа в год. Общая характеристика предмета Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историколитературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д. Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи. Происходит развитие коммуникативных , лингвистических, литературоведческих компетенций. Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др. Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Содержание учебного предмета «Родная русская литература.» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Родная русская литература.» является приоритетным для формирования УУД. Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 9в классе является : воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Основными задачами обучения являются: сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»; на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности; выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе; показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох; определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы; объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества; выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества; воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников; выработать навыки грамотной устной и письменной речи; совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть; формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература» Личностные: - совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: 1) познавательная сфера: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы 18 века, произведений русских писателей 19- 20 веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы; - понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) ценностно-ориентационная сфера: - приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 3)коммуникативная сфера: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; - написание изложение, сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) эстетическая сфера: - понимание образной природы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений. Содержание учебного предмета «Родная русская литература Введение.(1час) Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека. Фольклор.(1час) История в произведениях фольклора. Русская историческая песня. Связь с фольклором. Древнерусская литература.(2 часа) История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня». Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем». Классицизм как литературное направление (2 часа) Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика». Правила поведения в современном обществе. Сентиментализм.( 1 час) Н.Карамзин « История государства Российского». Гордость военными победами России. Романтизм.( 1 час) В.А. Жуковский. Баллада « Светлана». Образ русской скромной девушки. Национальный идеал. А.Пушкин( 2 часа) Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы» А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем. Нравственный выбор. М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час) К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час) .Высокие чувства . А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час).Образ Родины. Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час) Традиции русского романса Н.В.Гоголь.( 2 часа) Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска». Образ Петербурга в повести «Невский проспект». Осуждение миражности взглядов, желания легкой наживы, равнодушия. Обличие социальных пороков А.Островский « Доходное место». (1час) Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час) Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час) Чувство сосстрадания к природе. М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час) Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» (1час)деятельное сострадание, идеигумманизма. Современная литература(8) Творчество Р.Рождественского(1час) отражение эпохи в лирике. Творчество Е.Евтушенко(1час) Образ современника созидающего. Творчество А. Вознесенского(1час) ) Образ современника созидающего Творчество В. Высоцкого(1час) ) Образ воина – освободителя, тема войны. Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час) Русская литература конца 20 века- начала 21 века: темы, герои. В.П.Астафьев « Царь- рыба» (1час) Прекрасный мир природы. Творчество В.Г. Распутина(1час) Интересные факты из жизни. Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час) Умение откликнуться на чужую боль. Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час). Театральная постановка. Отзывы о просмотренном спектакле. А.Алексин « Безумная Евдокия» (1час) Воспитание чувста ответственности за свои поступки. Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (2час) Обзор произведений. Многообразие тем и образов. (1час) Обзор любимых книг . Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 1.Учебные пособия других авторов, используемые учителем для подготовки к учебным занятиям: 1. Автор Название Издательство Год издания Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.: Айрис-пресс 2013 2.Методическая литература: Автор Название Издательство Год издания 1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9класс. М.: «ВАКО» 2014 2. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебнометодическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал.гос. пед. унт.- Екатеринбург: Издательство: АМБ. 2012 Метод.пособие. М.: Дрофа, 2014 Научно-методический журнал «Литература в школе» 3. 4. Кучина Т.Г., Лебедев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. 3. Литература для учащихся 1. 2. Автор Название Издательство Год издания Под ред. П.А.Николаева.- Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2хч М.: Просвещение 2013 Книги из серии «Писатель в школе» 3. Книги из серии «Школа классики». 4. Справочники по литературе М.: Олимп: ТКО АСТ. Информационное обеспечение: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CDROM for Windows, 2010. 2. http://school-collection.edu.ru/ 3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009. 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010. 5. СредстваИКТ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Разделы Колво часов 1 Введение.(1час) 1 2 Фольклор.(1час) 1 3-4 Древнерусская литература.(2 часа) 2 5-6 Классицизм как литературное направление (2 часа) Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика». Правила поведения в современном обществе. 2 Даты проведения уроков( По плану\ПО ФАКТУ) Основные направления воспитательной работы формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также 7 Сентиментализм.( 1 час) 1 Н.Карамзин « История государства Российского». Гордость военными победами России. 8 Романтизм.( 1 час) В.А. Жуковский. Баллада « Светлана». Образ русской скромной девушки. Национальный идеал. 1 910 А.Пушкин( 2 часа) Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы» 2 11- А.Пушкин « Маленькие 12 трагедии»: многообразие тем. Нравственный выбор. 1 13 Романтизм в творчестве 1 русских писателей и поэтов М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час) 14- К.Н.Батюшков Стихотворения 1 15 « Мой гений», « Пробуждение». (1час) .Высокие чувства . осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям -содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час).Образ Родины. Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час) Традиции русского романса 16- Н.В.Гоголь.( 2 часа) 17 Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска». Образ Петербурга в повести «Невский проспект». Осуждение миражности взглядов, желания легкой наживы, равнодушия. 18 Обличие социальных пороков А.Островский « Доходное место». (1час) 1 2 1 современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,милосердия и 19 Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час) 1 20 Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час) Чувство сосстрадания к природе. 1 21 М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час) 1 22 Рассказ А.И.Куприна« 1 Чудесный доктор» (1час)деятельное сострадание.,идеигумманизма. 23 Современная литература(8) Творчество Р.Рождественского(1час) отражение эпохи в лирике. 1 24 Творчество Р.Рождественского(1час) отражение эпохи в лирике. 1 дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на 25 Творчество Е.Евтушенко(1час) Образ современника созидающего. 1 26 Творчество А. Вознесенского(1час) ) Образ современника созидающего 1 27- Творчество В. 28 Высоцкого(2час) ) Образ воина – освободителя,тема войны. 2 29 Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час) Чтение наизусть(1) 2 30 Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. В.П.Астафьев « Царьрыба» (1час) Прекрасный мир природы. 1 31- Творчество В.Г. 32 Распутина(1час) Интересные факты из жизни. Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час) Умение откликнуться на чужую боль. 1 традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час). Театральная постановка. Отзывы о просмотренном спектакле. 1 33- А.Алексин « Безумная 34 Евдокия» (3час) Воспитание чувста ответственности за свои поступки. 3 Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (2час) Обзор произведений. 1 35 воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; Календарно- тематическое планирование № Разделы Колво часов Даты проведения уроков( По плану\ПО ФАКТУ) Результаты Виды контроля Вид урока Предметные Метапредметные Личностные — умение делать доказательные выводы — адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения. предварите льный лекция — умение делать доказательные выводы. — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; тематическ ий Урокпутешествие тематическ ий Урокисследование 1 Введение.(1час) 1 Определять основные темы и проблемы русской литературы 2 Фольклор.(1час) 1 Называть литературные направления 3-4 Древнерусская литература.(2 часа) 2 Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; 5-6 Классицизм как литературное направление (2 часа) Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика». Правила поведения в современном обществе. 2 Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. текущий тематическ ий Эвристическая беседа 7 Сентиментализм.( 1 час) Н.Карамзин « История государства Российского». Гордость военными победами России. 1 Называть важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; развивать навыки ораторского искусства. — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий Урокисследование 8 Романтизм.( 1 час) В.А. Жуковский. Баллада « Светлана». Образ русской скромной девушки. Национальный идеал. 1 Знать тексты произведений; характерные изобразительновыразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; Развивать навыки выразительного чтения, память, навыки анализа лирического произведения. Уметь работать с — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий итоговый Урокисследование разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 910 А.Пушкин( 2 часа) Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы» 2 Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства — умение делать доказательные выводы — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий Урок проект 1112 А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем. Нравственный выбор. 1 Анализировать статьи учебника, выборочное чтение эпизодов поэмы, анализ эпизодов, их истолкование. — умение делать доказательные выводы. — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий Урок проект 13 Романтизм в творчестве русских писателей и поэтов М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час) 1 Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать тексты произведений; Уметь характеризовать лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимать адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения текущий тематическ ий Лекция Наблюдение над текстом актуальность проблем. 1415 К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час) .Высокие чувства . Работать с важнейшими биографическими сведениями о поэте, знать периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий предварите льный Лекция Наблюдение над текстом Е.А.Баратынский 1 Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час) Традиции русского романса Составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания. — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству текущий тематическ ий Детские проекты, музыкальные встречи Н.В.Гоголь.( 2 часа) Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска». Образ Петербурга в повести «Невский проспект». Осуждение миражности взглядов, желания легкой наживы, Определять основные темы и проблемы русской литературы XIX века. — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения. предварите льный текущий тематическ ий Урок путешествие 1 А.В.Кольцовтекущий текущий тематический тематический Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час).Образ Родины. 1617 2 равнодушия. — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; предварите льный Урок театральный тематическ ий Исследование текста автора адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Текущий тематическ ий Эвристическая беседа Называть важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; развивать навыки ораторского искусства. – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; Текущий тематическ ий лекция Знать тексты произведений; характерные изобразительно- — активное использование справочных материалов, — умение дать доказательное суждение о прочитанном, Текущий тематическ ий Урок проект 18 Обличие социальных пороков А.Островский « Доходное место». (1час) 1 Называть литературные направления конца 18- первой половины 19 в. — умение делать доказательные выводы 19 Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час) 1 Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. — умение делать доказательные выводы. 20 Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час) Чувство сосстрадания к природе. 1 Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках 21 М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час) 1 22 Рассказ А.И.Куприна« 1 Чудесный доктор» (1час)деятельное сострадание.,идеигумман изма. выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; Развивать навыки выразительного чтения, память, навыки анализа лирического произведения. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. интернет-ресурсов и навыка работы с ними; определить собственное отношение к прочитанному; 23 Современная литература(8) Творчество Р.Рождественского(1час) отражение эпохи в лирике. 1 Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; предварите льный 24 Творчество Р.Рождественского(1час) отражение эпохи в лирике. 1 Анализировать статьи учебника, выборочное чтение эпизодов поэмы, анализ эпизодов, их истолкование. — умение делать доказательные выводы — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; итоговый 25 Творчество Е.Евтушенко(1час) 1 Понимать связи литературных произведений с — умение делать доказательные выводы. - развитие морального сознания и предварите льный Театральный урок Театральный урок Образ современника созидающего. эпохой их написания; уметь анализировать тексты произведений; Уметь характеризовать лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимать актуальность проблем. 26 Творчество А. Вознесенского(1час) ) Образ современника созидающего 1 2728 Творчество В. Высоцкого(2час) ) Образ воина – освободителя,тема войны. 2 Работать с важнейшими биографическими сведениями о поэте, знать периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания. компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; предварите льный Театральный урок – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству итоговый Театральный урок сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 29 Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час) Чтение наизусть(1) 30 1 Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. В.П.Астафьев « Царьрыба» (1час) Прекрасный мир природы. Называть литературные направления конца 18- первой половины 19 в. 3132 Творчество В.Г. Распутина(1час) Интересные факты из жизни. Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час) Умение откликнуться на чужую боль. Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час). Театральная постановка. Отзывы о просмотренном спектакле. 1 Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. 1 А.Алексин « Безумная Евдокия» (3час) 3 3334 2 Определять основные темы и проблемы русской литературы XIX века. — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; Урок встреча — адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения. текущий тематическ ий лекция — умение делать доказательные выводы — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; текущий тематическ ий Эвристическая беседа Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках — умение делать доказательные выводы. доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; тематическ ий Урок работы с критической литературой Урок наблюдение над текстом Называть важнейшие биографические адекватно понимать основную и дополнительную - развитие эстетического сознания через Текущий, итоговый Эвристическая беседа Воспитание чувста ответственности за свои поступки. 35 Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (2час) Обзор произведений. 1 сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; развивать навыки ораторского искусства. информацию текста, воспринятого на слух; освоение художественного наследия. Знать тексты произведений; характерные изобразительновыразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; Развивать навыки выразительного чтения, память, навыки анализа лирического произведения. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; итоговый Урок - проект Дистанционное обучение При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: - полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение); - частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение). В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными в соответствии с примерными программами. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.