Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Кантилена

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
М БОУ Российская гимназия № 59

РАССМОТРЕНА

20Л
.

УТВЕРЖ ДАЮ

На заседании НМС

№ 59

Протокол № С-

/

От$0 «
Руководитель

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Кантилена»
МБОУ Российская гимназия №59
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 3 года

Автор -составитель:
Кирпичникова С.В.
Педагог дополнительного образования,
Высшая квалификационная категория

2018г.
г.Улан-Удэ
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предлагает начинать обучение детей с восьмилетнего возраста.
Обучение проходит в основном по трехлетней программе. Это дает возможность в полной
мере уделить
внимание развитию первоначальных навыков, используя форму
индивидуального
подхода,
предполагающую
изучение
личности
ребенка:
его
психологического развития, наличие или отсутствие музыкального опыта, самостоятельности
мышления. Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает
творческие способности, музыкальное мышление, учит давать словесную характеристику
исполняемых произведений, воспитывает глубокое уважение к европейской, русской и
российской культуре. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие
способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По
нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле.
Получит навык чтения с листа.
В учебном процессе учитывается индивидуальность каждого обучающегося.
Независимо от степени одаренности, дети учатся понимать характер, форму, штрихи, стиль
музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой
место отводится произведениям современных композиторов, джазовой музыке, игре под
фонограмму. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса
различных по трудности вариантов программ.

Актуальность программы.
Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической
составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации
заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что,
соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство
собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим.
Одна из особенностей обучения игре на фортепиано - это интенсивное развитие
разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть
музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:
•
хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя
руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и,
таким образом одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;
• развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение
множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них
дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;
•
развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста
мыслить вцеред, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
•
развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых
навыков детей;
• игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и
вариативность мышления.

Отличительные особенности.
Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано» является то, что она
разработана для учащ ихся общеобразовательных школ, не преследующ их цель получения в
дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему
музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Программа занятий
выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с
практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Настоящая рабочая

программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Главное отличие данной
программы от программ ДМШ:
1. Внимание к процессу развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения
учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.
2. Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться
игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.
3.
Комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности ученика, его
сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение.
4. Ученик воспитывается в понимании безграничного роста нашей
музыкальной
культуры, своего небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах.

Цель программы: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию
художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному
развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха
(интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти,
исполнительской воли и выдержки.

Задачи:
1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить
способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя
работу с репертуаром.
2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на
инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по
нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
4. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования,
игры в ансамблях.
5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения
произведений.
6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль
музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского
мастерства;
7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального
развития.

Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 3-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала
занятий 8 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия - 2 ч. в неделю. В одном и том же классе программа рабочих и
итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости
от способностей учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь произведения
для концертного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в
классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень
завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над
репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика (для учителя) и дневнике
учащегося. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних
занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Контроль и учет успеваемости:
Успеваемость учащ ихся учитывается на различных выступлениях: контрольных
уроках, концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.
Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его
экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день

играют определенную программу. Частота проведения контрольного урока один раз в
четверть.
Итоговый контроль (1 год обучения.) проводится в мае учебного года, на котором
учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года ЗУН, после чего
осуществляется перевод в следующий класс.
Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для
учащихся, начиная со 2 года обучения.
В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты
(исполнение произведений по жанрам, произведения собственного сочинения и т.д.).
Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой
игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода
обучения.

Обязательные требования
1 класс. Н а начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с
учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока - знакомство с фортепиано.
Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся
должен пройти 20 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato,
staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы
песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а
также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. На заключительном
концерте исполняются 2 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия),
этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных
программ (пьесы из репертуарного сборника Е. Олерской).
2 класс. Требования на год: 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6 этюдов,
4 пьесы. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями. Требования к
переводному экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники, а так же
исполнение пьес из сборника Е. Олерской (под фонограмму)
3 класс. Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ. 2
полифонических произведения, 2 крупные формы, 5 этюдов, 4 пьес (среди них обязательна
пьеса кантиленного характера), а так же исполнение пьес из сборника Е. Олерской (под
фонограмму)
С 3-го класса,учащ иеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования
к гаммам: до 4-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды,
короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма.
Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.
Технический зачет — сдают учащиеся 2-3 классов, исполняя один этюд и гамму,
учитывая гаммы по тональностям (мажорные, минорные, аккорды, арпеджио). Зачет проходит
в начале ноября, что позволяет быстро вернуть форму после летних каникул и создать
техническую базу для дальнейшей работы.
В течение года педагог проводит по желанию классные концерты с участием всех
учеников класса (исполнение произведений по жанрам, собственное исполнение и т.п.),
участвует в городских, окружных конкурсах, мероприятиях.
В конце каждой четверти педагог проводит контрольный урок с оценкой. На
протяжении учебного года в классном порядке педагог проверяет навык чтения с листа, игру
в ансамбле.
В конце учебного года проводится итоговый переводной экзамен. Учащиеся 2 класса
исполняют программу из 4-х произведений. Учащиеся 1-го класса исполняют 3 произведения
различного характера и жанра.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Портреты композиторов;
Нотный стан;
Музыкальные произведения в CD записи;

Нотные сборники и фонограммы с произведениями Е. Олерской
Фортепиано
Синтезатор
Ноутбук

Работа с родителями:
•
•
•

Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

УЧЕБНО - ТЕМ АТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)
№№
пп
1

.

2

Тема

теори
я

практик
а

Формы
контроля

всег
о

Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Нотный стан.

1
1

Ключи: скрипичный и басовый.

1

Ноты на нотном стане и расположение на
фортепиано.
Размер.
Лад: мажор - минор.

2
1
1

1
1

2
2

Опрос
Игра

Темп: быстро - медленно.

1

1

2

Игра

Динамика: громко - тихо.

1

1

2

Игра

Жанры: песня, танец, марш.

1

1

2

Игра «Угадай­
ка»

3

3

6

Игра по слуху

9

30

39

Игра по нотам
Чтение с листа

1

2

Опрос

1

2

Тест

1

2

Угадай-ка

1

2

Опрос

1

1
2

1

2

-

Нотный
диктант

4

Обучение игре на инструменте.
Общие сведения.
Посадка, постановка рук.
Обозначение пальцев.
Упражнения на координацию
пальцев.

3

Количество часов

рук

и

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Фортепиано - инструмент-оркестр.

1

Ж анровое
разнообразие
музыки. 1
Композиторы классики - детям.
Петр
Ильич
Чайковский
«Детский 1
альбом».
С.С.Прокофьев «Детская музыка».
1
Итого: 72 часа

К концу первого года обучающиеся должны знать и определять на слух:
•
•
•
•

музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
мелодию, ритм;

знать названия нот и находить их на нотном стане и фортепиано.

Уметь:
•
•
•
•
•
•
•

верно подбирать на слух знакомые произведения;
достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения;
проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям.
определять характер произведения.
исполнять несколько разнохарактерных произведений на память (в том числе и
полифонию).
владеть навыком чтения с листа, подбирать по слуху.
знать основные темповые значения и музыкальные термины.
УЧЕБНО - ТЕМ АТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения)

№№
пп

Тема

1

Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Ноты 1,2 и малой октавы.
Скрипичный ключ.
Басовый ключ.
Метр и ритм.
Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.
Пунктирный ритм.
Тоника, субдоминанта, доминанта.
Аккомпанемент.
Legato и staccato.
Динамические оттенки.

2

3

Количество часов
теори
практик всег
я
а
о
1
1

3

1

1

1
2

3

6

-

Формы
контроля

Тест
Тест
Тест
Тест
Опрос

1

1
2
8

2
2
9

Способы игры legato и staccato, игра Р
и F, игра двумя руками.
Подбор по слуху.
Игра по нотам.

2

34

36

Игра по нотам

2

3

5

Чтение с листа.
Аккомпанирование собственному
пению.

2

5

7

Игра по слуху,
игра по нотам,
чтение с листа
Игра по слуху,
игра по нотам,
чтение с листа

-

Игра

Обучение игре на инструменте.

Музыкально-образовательные беседы.
«М .П.М усоргский «Картинки с
1
выставки».
Фортепиано в творчестве русских 1
композиторов.
Итого: 72 часа

-

1

-

1

Угадай-ка
Викторина

К концу второго года обучения учащиеся должны:
•
•
•

самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства
выразительности), определять строение произведений,
узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
иметь любимые произведения;
достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до двух знаков)
аккорды, арпеджио.

•
•
•
•
•
•
•
•

проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять
характер.
знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
владеть навыками педализации.
знать темповые значения и музыкальные термины.
самостоятельно выполнять домашние задания.
исполнять несколько произведений подряд на высоком художественном уровне.
исполнять произведения под фонограмму

Уметь:
•
•
•
•

свободно читать с листа несложные произведения двумя руками;
уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху
выразительно исполнять выученные произведения, иметь среди них любимые.
самостоятельно делать разбор музыкального произведения (определять характер
музыки, средства выразительности), определять строение произведений.
УЧЕБНО - ТЕМ АТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 год обучения)

№№
пп

Тема

1

Музыкально-теоретические дисциплины.

Количество часов
теори
практик всег
я
а
о

Введение.
Средства
музыкальной
выразительности.
Темп, ритм, регистр.
Октавы.
Буквенное обозначение нот.
Синтезатор,
его
возможности.
Современная музыка.
Тембры музыкальных инструментов.

1
2

-

2

1
4

Формы
контроля

Тест

2

2

4

2

2

4

Тест
Тест
Опрос
Опрос

2
2

2

4

Угадай-ка

2

4

обозначении.

2

35

37

Подбор по слуху.
Игра мелодии с аккомпанементом.
Присоединение
ритмического
аккомпанемента.

2

3

5

2

3

5

1

1

2

Опрос

1

2

Опрос

Ритм, его жанровые особенности.
Фонограмма.
2

Обучение игре на инструменте
Аккорды в буквенном
Чтение с листа.

3

Тест

Музыкально-образовательные беседы
Современная музыка - что это?
Возможности синтезатора.

1
Итого: 72 часа

К концу третьего года обучения учащиеся должны:
• знать буквенные названия тональностей;
• свободно ориентироваться в нотном тексте;
• знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр,
метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
• разбираться в строении музыкальных произведений;

•

знать возможности синтезатора;

Уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

исполнять музыкальные произведения на синтезаторе, используя его возможности;
аккомпанировать себе и другим на синтезаторе;
достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до трех знаков),
аккорды, арпеджио.
проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять
характер, стилевые особенности.
уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху.
самостоятельно выполнять домашние задания.
исполнять несколько произведений подряд наизусть на высоком художественном
уровне.
владеть навыками педализации.
знать основные темповые значения и музыкальные термины.
исполнять произведения под фонограмму

Содержание программы.
На протяжении всех лет курса «Обучение игре на фортепиано» учащиеся осваивают
основные навыки пианиста:

1 год обучения 1. Вводное занятие: Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника
безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.
правила пианистической культуры. Знакомство с устройством инструмента.
2. Основы музыкальной грамоты. Особенности расположения и счета пальцев рук.
Название нот, их написание и расположение на нотном стане в скрипичном ключе первой,
второй октавы, малой, большой. Определение нотного стана, расположение нот. Такт.
Тактовая черта. Ключ соль. Ключ фа. Их особенности. Знать названия нот, их расположение
на нотном стане и фортепиано. Определение размера. Двудольность и трехдольность.
Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.
Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом
Темповые особенности вокальных произведений. Определение динамики как громкости
звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.
Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру
произведения и влияние замысла на выбор жанра. Определение музыкального слуха, памяти.
Обозначение пальцев в нотах. Правильная посадка и позиция рук. Обозначение главных
приемов игры на инструменте в нотах. Динамические оттенки. Длительности нот.
М узыкальный размер. М узыкальный счет.
3. Формирование основных пианистических навыков игры. Становление правильной
пианистической осанки за инструментом. Основные приемы игры на фортепиано: staccato,
legato, non legato. Исполнение произведений с динамическими оттенками. Подбор
произведений на слух. Основы интонирования звука.
4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных
произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические нормы поведения во
время исполнения произведений и после. Возможности фортепиано как музыкального
инструмента. История появления. Композиторы, писавшие только для фортепиано. Беседа о
русских и зарубежных композиторах, их произведениях, написанных для слушания и
исполнения детьми Знакомство с биографией П.И.Чайковского (особенности строения
«Детского альбома», жизнь ребенка XIX века). Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева на
примере его «Детской музыки».

2 год обучения 1.
Развитие технических навыков. Гаммы до двух знаков в одну октаву. Аккорды,
короткие арпеджио (в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося).

2. Основы музыкальной терминологии. Названия музыкальных инструментов,
определение их происхождения и назначения. М узыкальные термины: обозначение основных
темпов в музыке на итальянском языке: allegro, moderate, largo, non troppo. Тон, полутон основа темперированного строя. Основные жанры произведений их особенности: вариации,
этюд, пьеса, жанровые сценки и танцы. Определение пунктирного ритма. Его особенности и
роль в жанре марша. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение.
Что
такое
аккомпанемент,
его
значение
и
разновидности.
Знать динамические оттенки, их значение в создании музыкального образа. .
3. Формирование основных пианистических навыков игры. Основные приемы игры
на фортепиано: staccato, legato, non legato. Исполнение произведений с динамическими
оттенками. Подбор произведений на слух. Основы интонирования звука. Исполнение
разножанровых и темповых произведений.
4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных
произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические нормы поведения во
время исполнения произведений и после. История жизни М усоргского. «Могучая кучка»,
цикл пьес в память художника. Беседа о композиторах, писавших для фортепиано. Их отзывы
об этом инструменте.
3 год обучения -

1. Развитие технических навыков. Гаммы до двух, трех знаков в две октавы в прямом и
противоположном движении. Хроматическая гамма. Аккорды, короткие и длинные арпеджио.
2.
Основы музыкальной терминологии. Определение средств музыкальной
выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация. Определение темпа, ритма,
регистра. Их взаимодействие в создании музыкального образа. Музыкальные термины,
обозначающие темповое и эмоциональное содержание произведения. Основные жанры
произведений их особенности: вариации, этюд, пьеса, жанровые сценки и танцы, полифония,
произведения крупной формы. Определение тембра. Прокофьев «Петя и волк».
Определение ритма. Ритмические особенности вальса, марша, польки и других жанров.
Определение фонограммы.
3. Формирование основных пианистических навыков игры. Исполнение произведений
с динамическими оттенками. Звуковедение. Интонирование звука. Исполнение произведений
технического содержания, произведения полифонического склада и крупной формы.
4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных
произведений, правила очередности жанровых произведений. Беседа о значимости
современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. История появления синтезатора.
Его возможности.

Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

УМК по программе «Инструментальное исполнительство» Е. Олерской.
Алексеев А. «М етодика обучения игре на фортепиано». - М., 1978.
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
Баренбойм Л. «М узыкальная педагогика и исполнительство». - Л., 1974 .
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л. Советский композитор,1979.
Болино Т.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М. М узыка, 1974.
Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» Музыка, 1979.
8. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения
пианиста. - М., Классика,2005.
9. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. - М. Классика - 21,2004.
10. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды М ГК им. П.И. Чайковского, вы п.11,
сборник 16 под ред. Рощиной Л. - М., 1997.
11. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. - М., 1975.
12. Гофман И. «Ф ортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». - М., 1961.
13. Голубовская Н. «Искусство педализации». - Л., 1974 .
14. Коган Г. «Работа пианиста». - М., 1979.
15. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: К л асси ка, 2005.

16. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. —М: М узыка,1971.
17. М илыптейн Я. «Советы Ш опена пианистам» - М., 1967.
18. М илыптейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его
исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
19. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». - М., 1967.
20. Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.:
Музыка, 1980.
21. Носина В. «Символика музыки Баха».
22. Смирнова Т. Фортепиано - интенсивный курс. - М.: М узыка,1992.
23. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. - М., 2002.
24. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». - М., 1984.
25. Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор, 1987.
26. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
27. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». - М., 1958.
28. Ш мидт - Ш кловская А. О воспитании пианистических навыков. - М.: Классика,2002.
29. Щ апов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. - М .;Классика, 2002.
30. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». - М. Классика, 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М .:0 0 0 «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. - М., 1975.
3. М ихайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.
4. Радынова О. М узыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1997. Ч. 1 —608 с.: нот.
5. Финкелыптейн Э.И. М узыка от А до Я. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. 191с.: ил.
6. Ю довина —Гольперина Т. «За роялем без слез, или я —детский
педагог». —СПб.
Союз художников, 2002А

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».