Положение об индивидуальном проекте обучающихся 9 кл (1)

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТО
Педагогическим советом №
от

Г.

Положение
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 9 классов
МБОУ Российская гимназия №59
г.Улан-Удэ

1.

Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в
Российской Федерации» (№273-Ф3 от 29.12.2012), в соответствии с требованиями
федерального

государственного

стандарта

(ФГОС),

утвержденного

Приказом

Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17
февраля 2011г. «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования», Приказом Минобрнауки РФ № 1577 от
31.12.2015

г.

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 187», Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно­
методического объединения по общему образованию, ООП ООО МБОУ Российская
гимназия № 59 г. Улан-Удэ.
1.2.Данное Положение регламентирует деятельность гимназии по организации
работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП), процедуру итоговой
оценки достижения метапредметных результатов образования в соответствии с
требованиями

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

основного общего образования (далее ФГОС ООО). Основной процедурой итоговой
оценки

достижения метапредметных

результатов

является

защита

итогового

индивидуального проекта.
1.3.Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки

метапредметных

результатов,

полученных

учащимися

в

ходе

освоения

междисциплинарных учебных программ.
1.4.Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью

продемонстрировать

содержания

и

методов

свои

достижения

избранных

областей

в

самостоятельном

знаний

и

видов

освоении

деятельности,

способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность

(учебно-познавательную,

конструкторскую,

социальную,

художественно-творческую).
1.5.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение одного
учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный
проект.
1.6.Защита

индивидуального

итогового

проекта

является

одной

из

обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга
образовательных достижений.
1.7.Руководителем
руководитель,

проекта

может

педагог-организатор,

быть

учитель-предметник,

психолог,

педагог

классный

дополнительного

образования, преподаватель вуза.
1.8.Темы ИИП могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися
9 классов. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с руководителем
проекта.
1.9.Каждый учитель предметник определяет тематику ИИП по своему предмету (от
5 до
10 тем), классные руководители, педагоги дополнительного образования также
определяют тематику социальных ИИП.
1.10.Отметка за выполнение проекта выставляется в электронном

журнале и

личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат
06 основном общем образовании- отметка выставляется в свободную строку.

2. Цели и задачи выполнения итогового индивидуального проекта

Целями выполнения ИИП являются:
Включение проектной деятельности в современный образовательный процесс в
рамках реализации ФГОС ООО.
Изменение психологии участников образовательного процесса и смещении
2

акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство
учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний.
Выявление достижений обучающегося в самостоятельном освоении содержания
и методов избранных областей знаний и /или видов деятельности, способности
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую,
иную).
Выявление у обучающегося способности к сотрудничеству и коммуникации.
Формирование

у

обучающегося

способность

к

решению

личностно

и

социальнозначимых проблем и к практической реализации найденных решений.
Оценивание способности и готовность обучающегося к использованию ИКТ в
целяхобучения и развития.
Определение

уровня

способности

к

самоорганизации,

саморегуляции

и

рефлексииу обучающегося.

Основными задачами выполнения ИИП являются:
Обучение планированию свое деятельности (четко определить цель, описать
основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на
протяжении всей работы).
Сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь
выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
Развивать умения анализировать и критически мыслить.
Сформировать навыки публичного выступления.
Сформировать

ответственное

и

позитивное

отношение

к

деятельности

(проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы).

3. Организация работы над итоговым индивидуальным проектом.
3.1. Для организации работы над ИИП каждое методическое объединение
гимназии определяет тематику проектов (в т. ч. интегрированных), обучающиеся
имеют право выбора интегрированного проекта в рамках нескольких учебных
предметов.
3.2.

Темы проектов могут предлагаться руководителем

обучающимся.

Тема, предложенная

обучающимся,

обязательно

проекта, так и
согласуется

с

руководителем проекта. Руководитель должен уважительно относиться к выбору

темы

обучающимся.

В то же время руководитель должен

аргументировано

отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если данная тема не отвечает
общепринятым нормам морали и поведения, или является околонаучной.
3.3. Темы проектов утверждаются Методическим советом гимназии не позднее
октября текущего учебного года.
3.4. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимися.
3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается
обучающимся совместно с руководителем. Проектные задания должны быть четко
сформулированы, цель и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися
составлена программа действий.
3.6.

План/программа

разрабатываются

подготовки

образовательным

проекта

для

учреждением

по

каждого

учащегося

утвержденной

форме.

(Приложение 2) .
3.7.

Ежегодно

в

марте-апреле

проводится

публичная

защиты проектов.
3.8. Этапы и примерные сроки работы над проектом:
Таблица 1
№ Этап/ срок

Организационная,

Содержание

методичес

ра
кая
боты
обучающихся над проектом деятельность
1. Подготовительный, 1.Поиск и анализ
проблемы.
или вводный
(8 класс)
2.Определение темы
проекта,выбор
руководителя.
3..Подготовка обоснования
выборатемы.
4. Постановка цели проекта.
5.Формулировка задач,
которые следует решить в
ходе работы надпроектом,
выбор средств и методов
решения задач.
6.Поиск и ознакомление с
литературой и источниками
по теме.

1. Организационное совещание
с педагогами руководителями проектов:
ознакомление с Положением
об ИИТ, определение цели и
задач руководителя проекта.
2. Организация семинара для
обучающихся по созданию
ИИП, консультации для
обучающихся попроектной
деятельности.
3. Организация разъяснительной
работы с родителями (классное
собрание).
4. Разработка руководителями
проектов планов реализации
ИИП.Вводная консультация:
помощь в формулировке
4

проблемы,
определение предмета, темы,
цели,задач и вида проекта.
5.Заседания МО: составление
спискатем проектов,
формирование групп учащихся,
определение руководителей.

2.

Организационный
(9 класс, сентябрьоктябрь)

1. Определение
последовательности и
сроковработы над
ИИП.
2. Корректировка
источников информации,
способов сбора ианализа
информации.
3. Корректировка
формулировкитемы.
4 Корректировка плана
работы потеме.
5. Ознакомление с
критериямиоценивания
результатов и процесса
работы над ИИП.
Определение
продукта/результата
ИИП

1.Заседание МС гимназии.
Корректировка списков тем,
группобучающихся и
руководителей проектов.
2.Руководители проектов
организуетпроцесс контроля
(самоконтроля) разработанного
плана работы обучающегося по
выполнению ИИП,оказывают
помощь обучающимся,
формирует необходимые
специфические умения и
навыки.3 .Проведение
диагностической
работы. Цель: входная
диагностикаготовности
обучающихся самостоятельно
планировать итоговый проект.
4.Оформление приказа об
организации работы над
итоговымииндивидуальными
проектами в 9 классах в
текущем учебном году.

5

3.

Основной этап
(ноябрь-январь)

4.

1.Самостоятельная работа
обучающихся по задачам
проекта. 2. Подготовка
чернового варианта работы,
обсуждение с
руководителем проекта,
самооценка этапов работы
над проектом.
3. Участие в предзащите
проекта,собеседование по
этапу подготовки чернового
варианта работы (декабрь январь).

1. Корректировка проекта по
Заключительный
этап
(февраль- итогам предзащиты,
завершение работы над
апрель)
проектом.
2. Подготовка
презентационных
материалов
3.Подготовка к публичной
защите. 4.Презентация
проекта, представление
проектного продукта.
5.Рефлексия (анкетирование
обучающихся).

1. Руководитель проекта следит
за соблюдением временных
рамок этапов проектов,
осуществляет промежуточное
обсуждение- консультирование
чернового варианта проекта,
консультирует обучающегося в
процессе подготовкик
предзащите, отчитывается перед
администрацией о ходе работы
над планом реализации ИИП,
возникшихпроблемах и путях
их решения.
Организация «Предзащиты»
проектов учащихся 9-х классов
(сроки, график, ответственные,
местопроведения).
1. Руководитель проекта
консультирует обучающихся
по вопросам подготовки
презентациипроекта,
репетирует с обучающимися
презентацию результатов
проекта. 2.Организация и
проведение
публичной защиты проектов:
- на гимназической НПК (март);
- в ходе деятельности
специальноорганизованной
экспертной комиссии
(апрель).
3. Оформление приказа
директора поутверждению
состава комиссии для оценки
индивидуальных проектов
обучающихся 9-х классов.
4. Экспертиза проектов.
Определение уровня
сформированности
метапредметныхпланируемых
результатов обучающихся.
Выставление отметкиза проект в
соответствии с
критериями оценки
ИИП. Выявление
6

проблем и поиск
направлений деятельсти
педагогического коллектива
надреализацией ИИП.
Выводы и предложения.

4.Требования к содержанию и направленности итогового индивидуального
проекта
4.1.Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из
актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной
жизни современного мирового

сообщества.

Важна

значимость,

актуальность

проблемы (соответствие
запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к
окружающей действительности).
4.2.Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным

и иметь

возможность

применения

в той

или

иной

сфере

человеческой деятельности.
4.3.Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и
средстваясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа
действий.
Щ и выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:
1. Педагоги

обязаны

уважительно относиться

к

личностному

выбору

обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не
навязывать скучную для обучающегося тему. Выбор темы должен быть обоюдно
мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
2. Тема не только должна определять интерес автора к той или иной проблеме
на

данный,

текущий

момент,

но

и

вписываться

в

общую

перспективу

профессионального развития ученика, т.е. по возможности иметь непосредственное
отношение к предполагаемой или выбранной будущей специальности.
3. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности
обучающегосяк выполнению самостоятельного задания.
4. Формулировка

темы

должна

ориентировать

обучающегося

на

самостоятельное исследование.
5. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом,
предметом

исследования,

хронологические

рамки

изучаемого

периода,

круг

рассматриваемых проблем.
6. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее
расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
Цель организации публичной защиты проектов:
• создание условий для формирования универсальных учебных действий
обучающихся;
• интеллектуальное и творческое развитие обучающихся;
• поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших
достиженийшкольников;
• приобщение
обучающихся
к
исследовательской,
экспериме
• расширениеи
углубление
научно-практического
творчества обучающихся,теоретических знаний и необходимых
профессиональных навыков школьников.

Возможные типы проектов и формы их представления:
Таблица 2

Тип проекта
Практикоориентированн
ый,социальный

Цель проекта

Решение какой-либо
проблемы,
практическое
воплощение в жизнь
какой - то идеи.
Сбор, анализ и
представление
информации по какойнибудь актуальной
социально-значимой
тематике.
Исследовательский Доказательство
или
опровержение
какойлибо
гипотезы,
исследование
какойлибо проблемы.

Проектный продукт
• Исследовательская работа,
• макеты, модели, рабочие установки, схемы,
план-карты, атлас, иное конструкторское
изделие;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, путеводители,
справочники, учебное пособие;
• эссе, реферат, рассказы, стихи, серия
иллюстраций, газета, журнал, музыкальное
произведение собственного сочинения;
• документальные фильмы, мультфильмы,
видеофильм,
компьютерная
анимация,
мультимедийный продукт;
• коллекция, игры, сценарии, экскурсии,
• отчетные материалы
по
социальному,

8

Информационный

Творческий

Сбор,
анализ
и
представление
информации о какомлибо
объекте
или
явлении.
Привлечение интереса
публики к проблеме
проекта.

информационному проекту, анализ данных
социологического опроса,
• веб-сайты,
программное
обеспечение,
компакт- диски (или другие цифровые
носители);
• стендовый доклад;
• система школьного самоуправления;
• и другие формы продукта

5. Требования к оформлению индивидуального проекта
5.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде.
5.2.Содержание проектной работы:
- оглавление (содержание): перечисление разделов и глав проекта;
- определение цели и задач проекта;
- различного вида справочный аппарат;
- ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации;
- указание всех представленных в проекте печатных, рисованных,
графических, фото,видео, музыкальных и электронных материалов;
- деление на разделы или главы, представленные в логической
последовательностидля более четкой передачи собранной информации.
5.3.Состав материалов, подготовленный обучающимся по завершению проекта
для егозащиты, включает в себя:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный
в одной изформ, описанных в таблице 2;
2) краткую пояснительную записку (письменный отчет) к проекту (не более 12 страниц)с указанием для всех проектов:
- исходного замысла, цели и назначения проекта;
- актуальность работы (обоснование выбора данной темы, значимость работы);
- указание методов решения поставленных задач или проблемы (анализ,
обобщение,наблюдение, анкетирование, метод опросника, тестирование и др.);
-краткое описание хода выполнения проекта, анализ полученных
результатов,формулирование основных выводов;
-списка использованных источников. Для конструкторских проектов в
пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта
от реализации проекта.
9

Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о
проведении исследования и приложения, включающего таблицы, фотографии,
рисунки, диаграммы, анкеты и проч. Обязательные структурные части письменного
отчета - введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы
исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы
исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются
выводы о точности рабочей гипотезы.
Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его
структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта,
используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие,
буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие
структурные

компоненты:

описание

проблемы,

целей

и

задач

проекта,

альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое
описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета;
функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены
зоны

личного

участия

и

зоны

ответственности

членов

команды,

точки

промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании
проекта сравнивается с полученным результатом.
5.4.Проект может быть представлен на бумажном носителе:

• формат листа А4; объем - не более 25 машинописных страниц, включая
текст,рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии;
• текст должен быть оформлен в Word, напечатан шрифтом Times New
Яотапразмером 14 через полтора интервала;
• необходимо соблюдение норм и правил цитирования и ссылок на
различногорода источники (могут использоваться как постраничные, так и
сплошные сноски);
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник проекта защите не допускается.
Проект может быть представлен на электронном носителе:
• проектная работа, выполненная в гимназии и представляемая на защиту,
может быть оформлена в электронном виде, формат которого выбирает автор
проекта, - презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.;
• проектная работа рассчитана на просмотр, поэтому информационный
материал в ней должен быть подан ярко, занимательно, доступно, но без ущерба для

научно- исследовательского уровня;
• внешнее оформление - по установленному образцу: диск - с информацией о
проекте, папка-футляр для DVD-диска с двойной цветной обложкой - логотипом и
контактными данными гимназии и краткой информацией о проекте;
• перед защитой носитель с проектной работой должен быть тщательно
проверен на совместимость с демонстрационным оборудованием и отсутствие
вирусов;
• в пояснительной записке, прилагаемой к диску, необходимо указать
перечень программ, необходимых для запуска.

6. Требования к защита проекта
6.1.Защита осуществляется на гимназической конференции (март), в процессе
специально организованной деятельности экспертной комиссии (апрель).
6.2.В

состав

комиссии

дополнительного

могут

образования,

входить

учителя-предметники,

педагоги-психологи,

педагоги

администрация

образовательного учреждения.Количество членов комиссии должно быть не четным,
не менее 3-х и не более 7 человек.
6.3.Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов определяется
приказом директора гимназии.
6.4.Независимо от типа проекта его защита происходит публично. После
заслушивания доклада (7-10 минут) слушатели и жюри (экспертная комиссия)
задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о
сформированное™ регулятивных навыков обучающегося.
6.5.Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один
из вариантов наглядности, однако её создание и использование должно быть
продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
6.6.Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
жюри конференции или экспертной комиссией представленного продукта с краткой
пояснительной запиской (отчетом), а также с учетом баллов,

выставленных

руководителем в индивидуальном плане реализации проекта каждого обучающегося
(Приложение 2).
6.7. Специальная

комиссия

оценивает

уровень

проектной

деятельности

конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы, выставляет отметку
по 5-балльной системе (Таблица 3).
11

7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
7.1

.При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об

уровне сформированное™ навыков проектной деятельности делается на основе
оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, презентации, индивидуального плана реализации проекта обучающегося) по
каждому из критериев по характеристикам:

- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов

и/или

обоснование

и

реализацию/апробацию

принятого

решения,

обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и
т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных
учебных действий;

- сформированность

предметных

знаний

и

способов

действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания
и способы действий;

- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

- сформированность

коммуникативных

действий,

проявляющаяся

в

умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированноответить на вопросы.
7.2 Критерии оценки проектной работы (по всем критериям максимум 3
балла)

Таблица 3.

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

бал
лы
1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного
числа однотипных источников

12

2

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных

источников
3

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

бал
лы

Критерий 1.2. Постановка проблемы

1

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий

фрагментарный.
2

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план
действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

3

бал
лы

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта

1

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно

на уровне утверждений
2

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне
утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе,
тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.

3

бал
лы

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы

1
2
3

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

бал
лы

Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

1

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены

2

элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением

3

автора к идее проекта

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта

бал
лы

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц , которыми он может быть
востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.

1
2

Названы потенциальные потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта,
спланированы действия по его продвижению
2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3

Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию
проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели

бал
лы
1

могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются

2

недостаточными
13

3

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цепи проекта

достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта

бал
лы
1

Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,

2

3

выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта

бал
лы
1

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика,
удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)

Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны
основные требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к
дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности

2

3
бал
лы
1
2

между презентацией и текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к 3
дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада
полностью согласованы

3. Сформированность регулятивных действий
бал
лы
1

Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными
правилами, придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок
и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с

2

3

установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение
доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и
полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся
в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

бал
лы
1
2
3

балл
ы
1
2
3

14

Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 7-10 мин.) и степень
воздействия на аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать

балл
ы
1

аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

2
3

4.Сформированность коммуникативных действий
бал
лы
1

Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; культура
речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в
ходе выступления
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует
культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте;
правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

2

3

отсутствуют
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения

бал
лы
1

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может
защищать свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою

2

точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные
вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

3

Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе

бал
лы
1

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с

2
3

конфликтнымиситуациями внутри группы
7.3.При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно
выделять два уровня сформированное™ навыков проектной деятельности: базовый и

повышенный. Главное

отличие

выделенных

уровней

состоит

в

степени

самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и
фиксация

в

ходе

защиты

того,

что

обучающийся

способен

выполнять

самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются
основной задачей оценочной деятельности.
Ниже

приводится

примерное

содержательное

описание

каждого

из

вышеназванных критериев. Предложенные критерии могут уточняться и изменяться
15

с учётом особенностей используемой предметной направленности осуществляемых
проектов.

Примерное содержательное описание каждого критерия
на базовом и повышенном уровне
КРИТЕРИИ

УРОВНИ

СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАЗОВЫЙ уровень
1.Самостоятельное
приобретение знаний
ирешение проблем

2.Сформированность
предметных знаний
способов действий.

3 .Регулятивн
ыедействия

-работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить
пути её решения;

НАВЫКОВ

ПОВЫШЕННЫЙ уровень
-работа в целом свидетельствует о
способности
самостоятельно
ставить проблему и находить пути
её решения;

-продемонстрировано свободное
владение
логическими
-продемонстрирована
способность приобретать новые операциями,
навыками
знания и /или осваивать новые критического мышления, умение
способыдействий;
самостоятельно мыслить;
-продемонстрирована способность
- показано умение достигать
на этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые
болееглубокого понимания
способы
действий,
достигать
изученного.
более
глубокого понимания проблемы.
-продемонстрировано
-продемонстрировано
свободн<
понимание содержания
владение
предметом
проектш
выполненной работы;
деятельности;
-в работе и ответах на вопросы
-ошибки отсутствуют.
посодержанию работы
отсутствуют
грубые ошибки.
-продемонстрированы
навыки -работа тщательно спланирована и
определения
темы
и последовательно
реализована,
планированияработы;
своевременно
пройдены
все
-работа доведена до конца и
этапы
обсуждения
и
представления;
представлена комиссии;
-контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно.

16

-некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя;
-показано умение анализировать
ираспределять информацию;
- при этом проявляются
отдельныеэлементы самооценки
самоконтроля обучающегося.
-продемонстрированы
навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки презентации;

4.Коммуникативн
ыедействия

- тема ясно определена и пояснена;
-текст хорошо структурирован,
мысли выражены логично и
последовательно,аргументы
подобраны верно;
-проект вызывает интерес с
практической точки зрения;
-автор свободно отвечает
на
вопросы.

- автор чётко и
аргументированноотвечает на
вопросы.

7.4.Решение

о

том,

что

проект

выполнен

на

повышенном уровне ,

принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых
критериев,

характеризующих

сформированность

метапредметных

умений

(способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных
действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть
зафиксирована на базовом уровне.
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв куратора или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый
продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников,
положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к
описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся
производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие
17

творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и
другие качества, формируемые в школе.
7.5.Условия принятия решения по проекту:
1. Полученные баллы по критериям переводятся в о.ценку в соответствии с таблицей.
Табли
ца 4
Количество баллов
% выполнения от
отметка
уровень
максимального
балла
27-35
первичных
51-69%
отметка
Базовый
баллов
«удовлетворительно »
уровень
36— 42
первичных
70-84%
отметка «хорошо»
Повышенный
баллов
уровень
43— 51
первичных
отметка «отлично»
85-100%
баллов
2.
Отметка за выполнение проекта выставляется в электронном журнале и
личном деле. В документ государственного образца об уровне образования —
аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную
строку.

8.

Права и ответственность сторон

8.1 .Права и обязанности руководителя (куратора) ИИП
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
S Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы
навсех этапах подготовки и реализации проекта.

S Использовать в своей работе имеющиеся в гимназии информационные ресурсы.
Руководитель индивидуального итогового проекта должен:
S Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по
индивидуальному образовательному проекту.

S Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы
работы,источники необходимой информации.

S Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального
итогового проекта.

S Оказывать консультационную поддержку обучающемуся.
S Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите индивидуального
итогового проекта.

S Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
18

S Оценивать степень самостоятельности обучающегося (в т. ч. выставлять
обучающемуся баллы за выполнение каждого из намеченных этапов разраоотки проекта
(Приложение 2).

S Вести документацию по проекту, установленную Настоящим Положением.
8.2.Права и обязанности обучающихся.
Обучающийся должен:
S Выбрать тему ИИП.
S Посещать консультации и занятия по ИИП.
^ Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя ИИП.
S Соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта (Приложение
2).

S Соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите.
S Представлять

окончательный

письменный

вариант

защиты

проекта

руководителю для проверки за 2 недели до его защиты. В случае невыполнения
требований

настоящего

Положения

обучающийся

считается

не

достигшим

метапредметных планируемых результатов освоения ООП ООО согласно Порядку
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования.

Обучающийся имеет право:
S На самостоятельный выбор темы проекта, свою собственную формулировку
названия его, своё видение структуры проекта и формата конечного продукта, на
проявление творческой инициативы на любом из этапов выполнения проекта.

S На самостоятельный выбор руководителя проекта.
S На

консультации

на

любом

этапе

выполнения

индивидуального

образовательногопроекта.

S На использование для выполнения индивидуального образовательного проекта
ресурсов гимназии.

^ На участие с выполненным проектом в любом внешкольном научном или
общественном мероприятии любого уровня.

8.3.Обязанности классного руководителя.
Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в

проектной

деятельности на всех этапах создания и защиты проекта, информирует родителей о
выборе

темы,

этапах

защиты

проекта

обучающимися

(Приложение

10).

19

8.4.Права и обязанности родителей (законных представителей):
Родители

(законные

представители)

имеют

право

на

консультации

и

информационную поддержку руководителя проекта, классного руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального проекта.
Родители

(законные

представители)

обязаны

осуществляют

контроль

за

выполнением индивидуального проекта (Приложение 10).

8.5.0бязанности администрации образовательной организации.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
проектной деятельности в образовательном процессе.
Директор гимназии утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую
организацию проектной деятельности, в т. ч. процедуру защиты индивидуального
итогового проекта в 9 классе, распределяет обязанности участников образовательного
процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации
педагогов к проектной, учебно-исследовательской деятельности, осуществляет общее
руководство

деятельностью

педагогического

коллектива по реализации

проектной

деятельности в практике работы школы.

9. Документация
9.1.Основополагающим документом в процедуре разработки индивидуального
проектаявляется Настоящее Положение.
9.2.Документация для руководителя проекта и обучающегося
-

индивидуальный

план

реализации

проекта,

содержащий

краткую

характеристику выполнения обучающимся ИИП, в том числе: а) инициативности и
самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе); в) исполнительской дисциплины по этапам работы. При наличии в выполненной
работе соответствующих оснований может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов
(Приложение 2).
9.3.Документация для жюри и экспертной предметной комиссии.
Жюри и экспертная комиссия на основании баллов, выставленных по критериям
оценки проекта, оформляют протокол (Приложение 8). Председатель жюри, председатель
экспертной комиссии в день защиты проекта передают протокол заместителю директора
по УВР.
9.4.Документация для классного руководителя

- Лист ознакомления родителей (Приложение 10),
- Протокол с результатами ИИП обучающихся класса (Приложение 9).
Классный руководитель выставляет на основании протокола итоговую отметку по
результатам защиты индивидуальных проектов обучающихся класса в электронный
журнал, личное дело, аттестат об основном общем образовании с формулировкой темы
проекта, типа проекта.

10. Срок действия настоящего Положения -

до внесения соответствующих

изменений.

21

Приложение 1
Образец оформления индивидуального проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Российская гимназия № 59

Тема итогового индивидуального проекта

(без кавычек, если это не цитата)

Выполнил (а):
Ф.И. полностью, учащийся (аяся)_______________ класса

Руководитель проекта:
Ф.И.О. полностью, учитель____________ (предмет)

Г.Улан-Удэ
20______ -20______ учебный год

Приложение 2
Индивидуальный план
реализации итогового индивидуального проекта
ФИ обучающегося_______________________________________________________
Класс___________________________
ФИО руководителя проекта______________________________________________________

Этапы
Виды деятельности

Планируемая
Дата
дата
фактически
исполнения

Степень самостоятельности
выполненияработы/
Количество баллов за выполненную
работу

Отмет
ка о
выполи
ении
Подпи
сь
руководи
теля

Подготовительный 1. Выбор темы проекта.
этап
(8 класс)
2.Формулировка проблемы.

1.Обучающийся определил тему проекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла)
2. Обучающийся сформулировал

проблему
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла)
23

3. Определение
цели проекта.

предмета и

3. Обучающийся определил предмет и

цель проекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла)

4.
Формулировка
задач, которые
следует
решить в ходе работы над
проектом. Выбор средств и
методов решения задач.

5. Поиск и ознакомление с
литературой, источниками
информации по теме.

Организационный
этап

1. Определение
последовательности и
сроковработы.

(сентябрь-октябрь)
2.Определение системы
вопросов, обеспечивающих
эффективность деятельности
над проектом.

4,Обучающисй сформулировал задачи
проекта,средства и решения задач
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя
(2 балла)
5. Обучающийся осуществил подбор

литературы, источников информации по
темепроекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
самостоятельно, с опорой на помощь
руководителя (2 балла)
1. Обучающийся выстроил
алгоритмдеятельности по
реализации проекта
(последовательности, сроков
работы)
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла)
2.
Обучающийся
выстроил
систему
вопросов, обеспечивающих эффективность
собственной деятельности над проектом
непосредственно при помощи куратора
24

3. Корректировка
а) формулировки темы,
б) источников
информации,способов
сбора и анализа
информации.

4.Корректировка
планаработы по
теме.

(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на помощь
руководителя (2 балла)
3. Обучающийся производит
корректировку темы проекта, источников
информации, способовсбора и анализа
информации
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла).
4. Обучающийся определил

продукт/результат
5. Определение
продукта/результата
ИИП.

Основной этап
(ноябрь-январь)

1. Самостоятельная работа
обучающегося по
задачампроекта.

2. Подготовка
черновоговарианта
работы
- создание
структурированныхтекстов
(частей),
-подготовка тезисов для
предзащиты, самооценка
этапов работы над
проектом.
2.«Предзащита» проекта.

ИИП
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла).
1. Обучающийся проводит
самоконтроль и самооценку хода и
результатов выполнения проекта,
выдерживает сроки подготовки проекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно (2 балла).
2. Обучающийся осуществляет работу

а) над созданием структурированных
текстов(частей) проекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на
помощьруководителя (2 балла).
б) подготовил тезисы чернового варианта
работы
25

для предзащиты
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой
на помощьруководителя (2
балла).
3. «Предзащита» проекта (от 1 до 3

баллов)
-обучающийся умеет при
представлении проектаспорить и
отстаивать свою позицию;
- обучающийся испытывает трудности
при
представлении проекта, затрудняется в
ответах навопросы.
1. Корректировка проекта
Заключительный порезультатам
предзащиты.
этап.
Коррекция проекта,
2. Завершение работы
подготовка к
надпроектом.
защите.
Защита проекта,
оценка результата
руководителем
проекта.
Рефлексия.
(февраль - апрель)

3. Подготовка
презентационных
материалов.
4. Подготовка к
публичнойзащите.
5.Презентация проекта,
представление
проектногопродукта.

1. Обучащийся проводит
корректировку своейдеятельности по
результатам предзащиты
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой
на помощьруководителя (2
балла).
2. Подготовка к защите.

Степень
самостоятельности
при:
а) оформлении проекта в
соответствии стребованиями;
б)подготовки мультимедийной
презентации;
в) подготовки и использование других
материалов,необходимых при защите
26

6.Рефлексия
(анкетирование
обучающегося).

проекта.

От 1 до 3 баллов
3. Обучающийся подготовил
выступление назащите проекта
- непосредственно при помощи
куратора(1 балл)
- самостоятельно, с опорой на помощь
руководителя (2 балла).

4. Новизна подхода и/или полученных
решений,актуальность и

практическая значимость
полученных результатов.

От1 до 3 баллов
5. Владение обучающимся
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами русского языка.

От 1 до 3 баллов
Итого (количество
баллов):

- повышенный уровень (85-100%) - 34-40 баллов- отметка «5»
(70-84%) - 28-33 балла - отметка «4»
- базовый уровень

(51-69%)- 20 -27 баллов- отметка «3»

27

Приложение 3
Требования к защите проекта А) Требования к защите проекта на НПК
1.

Представление

работы

осуществляется

в

виде

устного

доклада

и

компьютерной презентации (исключение составляет творческий проект).
2.

Выступления учащихся должны длиться не более 7-10 минут (выступление,

ответы на вопросы) и сопровождаться необходимыми средствами наглядности.
Содержание и композиция публичной защиты проекта -

инициативное и

творческое право его автора.
3.

После завершения своего выступления автор должен ответить на вопросы.

4.

В публичной защите проекта возможно использовать различного рода

дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа,
аннотация, рекомендательные и пояснительные записки, и т.д.).

Требования к проектам по
типологии
Исследовательский проект
Работа должна содержать:
- введение,
- исследовательскую часть работы,
- выводы и рекомендации по практическому использованию работы,
- заключение,
-список источников и использованной литературы, оформленный по всем правилам,
- приложения (схемы, чертежи, эскизы, анкеты, и т.д.).

Информационный проект
1.Проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте,
анализ и обобщение этих фактов.
2. Обязательно должны быть представлены при защите методы получения и

обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами, аргументированные выводы, корректировка).

Практико-ориентированный проект, социальный проект
1. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы учащихся.
2. Необходимо описание эффектов/эффекта от реализации проекта

28

Творческий проект
1. Проект, направлен на создание творческого продукта: - художественная
творческаяработа, представленная в виде творческого сценария, музыкального
произведения,
экскурсии, компьютерной анимации, видеофильма и др.
2. Проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к
оформлениюрезультатов работы.
3. Дополнительно учитывается креативность подхода к созданию проекта,
нестандартные формы представления результатов проекта, др. требования к
творческимработам учащихся.

29

Приложение
Рекомендации по подготовке исследовательской работы
При написании исследовательской работы можно пользоваться следующей схемой:
•

сформулируйте цель и задачи работы в соответствии с выбранной темой;

•

составьте план работы;
•

идеи

при изучении литературы и источников выделите основные
и

положения,

выводы,

доказательства

и

аргументы,

чтобы

затем

сосредоточить на них внимание;
•

классифицируйте

выписки,

сделанные

при

изучении

материалов. При этом не забывайте указывать выходные данные источника (автор,
название источника, место и год издания, номер страницы);
•

проанализируйте собранный материал и сделайте обобщения.

Литературно оформите работу.

Примерная структура работы:
План или оглавление с указание страниц, глав, разделов.
Введение (обоснование выбора темы).
Основная часть.
Заключение (выводы и обобщения, практическое значение работы)
Список использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, дается
характеристика литературы и источников, формулируется цель и определяются
задачи исследования.

В основной части исследования излагается содержание проблемы. Эта часть
обычно делится на две-три (реже - четыре) главы. Не следует гнаться за обилием
вопросов.

Это может привести к неглубокому, поверхностному освещению

материала. Нужно стремиться к логической стройности изложения содержания. Все
исследование должно

представлять

единую

цепь доказательств, аргументов,

раскрывающих основную тему, его различные аспекты. При этом между разделами
продумайте связки-мостики для сохранения единства и целостности работы.

В заключительной части следует изложить выводы, к которым автор пришел
в результате изучения проблемы, дать самоанализ реализации целей, а также
раскрыть практическое значение проведенного исследования.
Работа должна

быть

правильно

оформлена,

пронумерованы

страницы,

сокращение слов не допускается, текст должен быть разделен на логические части-

абзацы, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами,
таблицами.

Требования к оформлению работы:
•

на титульном листе указываются: тема работы, фамилия, имя автора и

научных руководителей, а также рецензента (полностью), класс, гимназия;
•

при

необходимости

к

работе оформляются приложения

(документы,иллюстрации, таблицы, и т. д.);
•

объем работы - 25-30 страниц машинописного текста. При этом объем

приложений может быть любым;
•

текст

печатается

только

на

одной

стороне

листа.

При

оценке

исследовательской работы учитывается:
•

знания и умения ученика на уровне требований стандарта в конкретной

образовательной области (знание фактического материала, усвоение общих идей,
представлений, понятий);
•

широта

кругозора,

наличие

знаний

интегрированного

характера,

способность к обобщению;
•

глубина проникновения в проблему, по которой велась работа;

•

владение основами исследовательской деятельности

(умение грамотно

определить цели и задачи исследования, выделить методы, провести эксперименты,
проанализировать первоисточники, оформить результаты);
•

способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу

исследуемой проблемы;
•

проявление творческих способностей при решении задач исследования;

•

способность во время публичной защиты кратко и грамотно изложить суть

работы;
•

участие в диалоге, способность вести диалог, аргументировано отвечать на

вопросы членов комиссии;
•

культура речи (культура устной речи, культура письменного изложения

материала);
•

культура оформления материалов работы.

31

Приложение 5
Критерии оценивания исследовательского проекта
1. Структурные

Критерии
1.1. Логичность

Показатели
достаточное
обоснование
актуальности и полное
соответствие темы проекта
обоснование
актуальности
и
ее
соответствие
теме
проекта
неполное
(показана
только
общественная или только
личностная значимость
темы)
актуальность
представлена в проекте

1.2.Культура
исполнения

не

элементы
структуры
проекта представлены в
полном
объеме,
приложения
соответствуют
не все элементы структуры
проекта
представлены, приложения
не соответствуют (покачеству
или количеству)

II. Теоретические

2.1.Целостность

большинство элементов
структуры
проекта
не
представлено
проблема представлена
глубоко и полно, ее
значимость достаточно
обоснована
проблема и ее значимость
представлены неполноили
недостаточно обоснованы
постановка проблемы и
обоснование еезначимости
отсутствуют

2.2. Коммуникативная
компетентность

представлено
самостоятельное
проблемное осмысление
заявленной темы в
соответствии сизученными
источниками

32

присутствуют элементы
самостоятельногоосмысления
темы, ссылок нет
отсутствует самостоятельное
осмыслениепредставленной
информации

2.3. Информационная
компетентность

на основе изученной
информации сделанывыводы и
обобщения, использованные в
практической части
использованные источники
позволили провести анализ и
выразить оценочное суждение
к материалам (проблеме)
источников достаточно для
раскрытия темы,
терминология корректна
источников для раскрытия
темы проекта
достаточно, но в
используемой
терминологиивстречаются
неточности
источников для раскрытия
темы проекта
недостаточно, в
используемой
терминологии
встречаются неточности

III.
Исследовательские

3.1. Соответствие
теоретической и практической
частей

используемая
терминология
недостаточна
или
некорректна, ссылок на
изученные источникинет
практическая часть проекта
связана с теоретической и
направлена на решение
исследуемой проблемы
практическая часть связана с
теоретической
рассматриваемой проблемой
(темой)
практическая
часть
присутствует,
но
слабо
связана с теоретической,
незначительна пообъему
33

3.2.Корректностьметодов
исследования

заявленные методы
исследования
(инструментарий)
использованы корректно
отдельные методы
(инструментарий)
исследования некорректно
использованы или
нецелесообразны
заявленные методы
(инструментарий)
исследования не
использованы или
некорректны

З.З.Результативность
исследования

выводы системны,
корректны, обоснованы,
соответствуют заявленной
проблеме и содержат
возможные варианты ее
решения
выводы
находятся
в
смысловом поле проблемы,
но носят абстрактный или
частный
характер,
не
охватывая
проблему
в
полном объеме
выводы приведены, но
слабо связаны сзаявленной
проблемой исследования

3.4.Элементы
исследовательской
компетентности

цели и задачи проекта
достигнуты, адекватно
представлены в выводах

цели и задачи проекта
достигнуты частично,
соотнесены с методами и
результатами исследования

представлена попытка
соотнесения целей и задаче
методами и результатами
исследования

34

Приложение 6
Памятка
для выработки алгоритма планирования работы над проектом

Для того чтобы убедиться, что планирование работы над проектом идет правильно ,
ответь на вопросы:
Вопрос
1. Почему выбрана эта тема проекта
2. Что надо сделать, чтобы решить данную
проблему?
3. Что ты создашь, чтобы цель была
достигнута?
4.Если ты сделаешь такой продукт,
достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в
этом случае решена его проблема?
5. Какие шаги ты должен проделать от
проблемы проекта до реализации цели
проекта?
6. Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти
шаги (информация, оборудование и прочее
для проведение исследований, материал для
изготовления продукта, чего не хватает, где
это найти, что ты уже умеешь делать и чему
придется научиться)?
7. Когда ты будешь осуществлять все
необходимое в процессе работы над
проектом?

Ответ на вопрос предполагает,
что ты сумел сформулировать проблему
проекта
что ты сумел сформулировать цель проекта
что ты сумел обозначить образ проектного
продукта (ожидаемый результат)
что ты сумел понять, существует ли
необходимая связь между проблемой,
целью и проектным продуктом.
что ты сумел перечислить основные этапы
работы над проектом.
что ты сумел составить развернутый план
работы

что ты готов заполнить индивидуальный
план работы над проектом

35

Приложение 7
АНКЕТА
«Чему удалось научиться в ходе работы над
проектом?»
В данной анкете выделите знаком + те ответы на вопрос, которые сделали
после защитысвоего индивидуального итогового проекта на экзамене
самостоятельно.
1. Планировать свою деятельность, распределять время.
2. Организовывать рабочее пространство.
3. Доводить до конца работу на каждом этапе проектной деятельности.
4. Добывать информацию и отбирать необходимую для работы.
5. Выделять главное, существенное.
6. Правильно оформлять проект.
7. Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования.
8. Прислушиваться к разным мнениям.
9. Доказывать, обосновывать свою точку зрения.
10. Создавать презентацию с различными эффектами
(анимация, рисунки,видеоматериалы, интервью).
Д ругое_________________________________________________

36

Приложение 8
Протокол
результатов защиты ИИП
Дата защиты
Сформированность
метапредметных
результатов
(кол-во баллов)
Сформированность
коммуникативных

Тип
проекта

Сформированность
регулятивных

Тема
проекта

Сформированность
предметных знаний

класс

Способность к
самостоятельному
приобретению
знаний и пешению

№ ФИО
учащегося

Уровень сформирова
нности навыков
проектной деятельност
и (базовый/ повышенн
ый)

Общее
кол-во
баллов

Отмет
ка

Председатель жюри НПК
(Председатель экспертной комиссии)_______________________________/_________________________ /Члены жюри НПК
(члены экспертной комиссии):_____________________________________________________
№ ФИО
предмет
Подпись

К протоколу прилагаются оценочные листы каждого члена жюри (экспертной комиссии)

36

Приложение 9
Протокол
результатов обучающихся 9_________________ класса
по итогам защиты итогового индивидуального проекта.
Классный руководитель (ФИО)_____________________________________
Дата оформления протокола
__________________________________

№ ФИО
Тема
учеников
проекта/тип
класса
проекта

Кол-во
баллов

Уровень
сформированности
навыков проектной
деятельности
(базовый/
повышенный)

Итоговая
отметка

1.
2.
3.
4.

...

37

Приложение 10
Лист ознакомления родителей за ходом проекта
(для классного руководителя)

№
п/п

ФИ
ученика

Тема
проекта

Куратор
проекта

Дата
выполнения
проекта

Дата
защиты

Подпись
родителей

38

Приложение 11

П ри м ерн ы й ш аблон защ и ты проекта

Введение
S Тема моего п р о ек та........................................................................................................
S Я выбрал эту тему, потому что ...................................................................................
S Цель моей р аб о ты ..........................................................................................................
S Проектным продуктом б у д е т .......................................................................................
S Этот продукт п ом ож ет........ , так к а к .........................................................................
S План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные
этап ы ):................................................................................................................................

S Выбор темы и уточнение назван и я...............................................................................
S Сбор информации (где и как искал инф орм ацию ).....................................................
S Изготовление продукта (что и как д е л а л )...................................................................
S Написание письменной части проекта (как это д е л а л ).............................................
Основная часть
S

Я начал свою работу с того, ч т о ..................................................................................

S Потом я приступил к .....................................................................................................
S Я завершил работу тем, что...........................................................................................
S В ходе работы я столкнулся с такими проблем ами:................................................
^

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ......................................................

S Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)...................
S План моей работы был нарушен, потому ч т о ............................................................
S В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так к а к ............
S Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому ч т о .....................................
Заключение
S Закончив проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,
получилось, например......................................................................................................

S Это произошло, потому что .........................................................................................
•S Если бы я начал работу заново, я б ы ............................................................................
S Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как.........................................
S Работа над проектом показала мне, что ( что узнал о проблеме, над которой
работал, узнал о себе)........................................................................................................

39

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)45-31-22, +7(3012) 44-83-29, +7(3012) 44-45-66

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».